Главная arrow Богословское отделение arrow Введение в философию
Введение в философию
Курс "Введение в философию" призван сообщить студентам института основные сведения по истории Западной философии от истоков до наших дней.
Учитывая специфику духовного учебного заведения, курс предполагает акцентировать внимание учащихся на тех философских проблемах, учениях и персоналиях, которые оказали наибольшее влияние на развитие христианской богословской мысли.

Общие представления о предмете философии.
История понимания предмета философии, его обусловленность типом культурно-исторической практики. Философия как познание и самопознание на пределе возможного. Философия как интеллектуальное отношение человека к Абсолютному - Amor Dei intellectualis. Философия как мышление о мире с точки зрения вечности. Философия как познание Истины. Философия как вид духовной практики и как теория — любовь к мудрости и мудрость изреченная. Философия и творчество. Специфика философского творчества. Философия как субъективная склонность человека и как объективно существующая форма культуры. Предпосылки возникновения философии как формы культуры и цивилизации.

Философское знание, его специфика и структура.
Философия как триединство онтологии, гносеологии, этики. Представление о внутренней форме и внешней структуре философского знания Философские дисциплины: антропология, космология, эстетика и др. Соотношение философии с мифологией, религией, идеологией, наукой. Научная философия и религиозная философия. Философия как "мыслящее себя мышление". Жанры философского творчества: доктрина и эссе; вопрошающий, сомневающийся, доказывающий, убеждающий, научающий и т.п. стили философствования.

Общее представление о структуре человеческой субъективности.
Проблема начала философской концепции. Абстрактность начала. Восхождение от абстрактного к конкретному. Путь "от объекта" и путь "из субъекта". Выбор начала как пути из субъекта в изложении данного курса. Понятие сознания. Анализ распространенных представлений о сознании. Специфика сознания как предмета познания, особенные трудности. Сознание как особого рода реальность. Сознание как акт и деятельность. Сознание как ограничение и система отсчета. Структура и сущность сознания. Сознание как система субъект-объектных отношений. Общее представление о категориях субъект и объект, субъективное и объективное.


Бессознательное.
Сознание и бессознательное, история взглядов на их соотношение. Типология концепций бессознательного. Структура бессознательного: подсознательное и сверхсознательное. Состав и специфика взаимоотношений явлений подсознательной психической жизни. Субъект-объектный синкретизм подсознательного. Характер, структура и содержание сверхсознательного слоя духовно-душевной жизни человека. Представление о соотношении духа, души и тела.

Понятие души и душевно-духовной жизни человека. Душа и тело. Типология религиозно-философских воззрений на природу души. Психология, как позитивная наука и как философское, либо религиозное учение. Горизонтальная структура душевной жизни: чувство, ум, воля, их триединство. Вертикальная структура человеческой субъективности: подсознательное, сознание, сверхсознательное. Комплексная характеристика способностей и форм душевно- духовной жизни.

Представление о духе, история взглядов на природу духовной реальности. Дух и душа, особенность природы духа — способности свободы, творчества, регенерации (воскресения), как собственно духовные реалии. Понятие духовного опыта, субъект-субъектный тип отношений. Вера, ее формы. Религиозная вера. Вера и знание. Мистика.

Понятие идеального.
Идеальное и знание. Типы и формы знания. Понятие идеальности, идеализации, идеала, идеологии. Объективное и субъективное идеальное. Онтологическое понимание идеального. Классическое определение понятия "Идеи" у Платона и Аристотеля. Термины Идеализм и Метафизика. Соотношения терминов "Идея", "Сущность", "Закон", "Душа". Идеальное и духовное. Понятие "Идеи" в теологических доктринах теистических религий. Материализм (натурализм), идеализм (метафизика), спиритуализм как типы мировоззрений.

Познание.
Гносеология и эпистемология. Познание как предмет гносеологии и как предмет философии в целом. Гносеологическая характеристика познания. Структура и формы познания, их исторический генезис. Познание чувственное, рациональное, духовное. Ощущение, восприятие, образ. Представление, понятие, категория; Символ, смысл, экзистенциал; аллегория, мифологема, смыслообраз. Сознание и самосознание.

Понятие мышления.
Мышление как форма духовно-душевно-телесной жизни человека. Мышление как познание, творчество и деятельность. Мышление как всемирно-исторический процесс. Представление о классификациях типов мышления.

Формы рационального мышления.
Общее представление о логике и логическом. Понятие категорий, типы категорий. Принципы их классификации. Общий обзор основных категорий рационального мышления. Онтологическая и гносеологическая интерпретация категорий. Онтологизм и панлогизм, скептицизм и агностицизм. Категории философии и категории (универсалии) культуры.

Рассудок, разум, интуиция. Формы интуитивного мышления.
История взглядов на природу интуитивного познания. Чувственная, интеллектуальная, мистическая интуиция. Рациональное, иррациональное и метарациональное в бытии и познании. Абстрактное и конкретное. Чувственная, рациональная и духовная абстрактность и конкретность познания. Рационализм и иррационализм как типы мировоззрения и философствования. Понятие формы и нормы рациональности.

Смысл познания.
Онтология и мифология знания и познания. Познание и бытие. Познание и свобода. Познание и спасение. Основные мифы о познании в истории культуры, их религиозные корни и философские вербализации. Истина, как искомое. Онтологическое, гносеологическое, этическое понимание истины: абсолютное, достоверность, благо. Истины факта, доказательства, веры. Религиозная истина. Христианское понимание истины: "Я есмь жизнь и истина и путь". Образы истины в истории познания. Познание как творчество. Культура как результат познания и познание как феномен культурно-исторического процесса.

Понятие культуры.
Общий обзор философских и научных концепций сущности и происхождения культуры. Генезис культуры. Культура как система форм отношения человека к природе, к обществу, к самому себе и к Абсолютному. Структура и сущность культуры. Общее описание системы форм культурного бытия (техника — наука — научная картина мира; экономика - политика - государство — право-мораль-социальные науки и др.). Культура и цивилизация.

Смысл культуры.
Культура как тело. Культура как встреча. Культура и проблема личного бессмертия. Культура и религия. Культура и цивилизация в культурологических доктринах. Понятие культурно-исторической формации, представление о культурно-исторических типах. Понятие "национальной культуры". Понятие переходной культуры. Культура и субкультура, представление о "контркультуре". Проблема единой общечеловеческой культуры в философии. Представление о прогрессе в культуре. Культура и идея развития. Осмысление культуры в русской религиозной философии.

Понятие истории. История и природа, история и культура. Общее представление о времени. Время и вечность. Время и пространство. Темпоральность бытия: космическое, историческое, личное время. Время как категория духа и универсалия культуры: религиозно-мифологические символы времени и их рациональные (научно-философские) транскрипции. Время и история. Типы понимания исторического — космологический, креационистско-эсхатологический, эволюционистский. Феноменальный и ноуменальный план исторического процесса. Философия истории и историософия. Историзм как метод мышления.
Место философии в культуре. Понятия и категории философии в их отношении к культурно-историческому процессу : универсалии культуры как основание философских категорий. Философия научно-ориентированная, социально-ориентированная, экзистенциально-ориентированная. Представление о религиозной философии. Культурология и историософия.

Понятие о личности. Социологическое, психологическое, философское, религиозное представления о личности. Личность и культура, личность и история, личность и время. Личность и вечность: проблема бессмертия. Христианское представление о личности. Понятие "нашей эры". "Не наш мир" — Древний и Ветхозаветный.

Античность как тип культуры. Космизм, космологизм, космоцентризм. Представления о судьбе, времени, человеке, смерти. Понятие о языческом и теистическом типе религиозности. Язычество как духовная основа культур древнего мира. Онтологичность, органичность, натуралистичность языческого мировосприятия. Язычество и иудаизм. Библейское миросозерцание: идеи творения, грехопадения, спасения. Бог как личность. Историчность, мессианство, эсхатологизм библейского мировосприятия.

Христианство как феномен культуры и истории и как реальность метаисторическая.
Личность Иисуса Христа как разрыв в истории. Обзор нехристианских точек зрения на личность Иисуса Христа. Православное понимание личности Иисуса Христа. Христологические ереси. Богочеловек и богочеловечество. Духовная революция новозаветного Откровения: "Бог есть любовь", "В духе и в Истине", "Любите друг друга". Личность Иисуса Христа в современном философском мышлении.

Идейная структура христианского миросозерцания: творение, грехопадение, воплощение, искупление, воскресение, спасение.
Основные понятия и символы христианского вероучения (свет, крест, кровь...). Тринитарный догмат и тринитарные ереси. Динамизм в понимании связи вечного и временного. Новая земля под новым небом. Идея Нового человека. Историзм и эсхатологизм. Деструктивное и творческое понимание Апокалипсиса. Христианство и христианская история.

Понятие христианской культуры.
Ни иудея, ни эллина. Метанациональный универсализм христианства и национально-частные культурно-исторические миры. Западный и восточный христианский миры. Культурно-исторические предпосылки великого разделения Церквей. Общие черты христианской культуры: динамичность, противоречивость, персоналистичность.

Средневековье как тип культуры.
Теоцентризм. Теократичность, иерархичность, символико-аллегористическое миросозерцание. Представления о личности, космосе, времени, смысле жизни и смерти. Формирование личности, открытие личного времени. Миф спасения как основание средневекового миросозерцания. Рыцарь, монах, юродивый, святой как основные культурно-исторические типажи эпохи средневековья. Экзистенциальная противоречивость средневековой культуры: страх и свобода, внутренняя динамика и внешняя статика. Изживание мифологии спасения и кризис средневековья. Внешнее завершение средневековья: гуманизм и реформация в Западной Европе, падение Византии.

Понятие гуманизма и гуманистической культуры.
Идейная противоречивость гуманизма, гуманизм как явление христианского мира и возрождение язычества. Принципиальная несводимость гуманизма к язычеству и удельный вес паганистического элемента в гуманистической культуре. Представление о Возрождении, Новом и Новейшем времени. Антропоцентризм, его генезис и историческая трансформация. Мифология творчества и ее культурно-исторические вербализации. Индивид, космос, время, судьба. Реформация как феномен гуманизма и как критическая реакция на гуманизм. Феномен дела в новой истории и культуре. Экзистенциальная антиномичность гуманистической культуры. Осмысление феномена гуманизма, его развития и кризиса в русской религиозной философии.

Самобытный ритм и динамика российской истории и культуры.
Его осмысление в национальном самосознании. Категории Восток и Запад. Русь и Россия. Определяющая роль восточного христианства и Византии в духовном развитии русской культуры. Этническая почва российской цивилизации. Самодержавие. Православие. Идеология III Рима. Реформы Петра. Кризис империи. Большевизм как веха национальной судьбы. Гуманизм в России. Россия между культурой и цивилизацией. Представление о специфике философского мышления в России. Славянофилы и западники. Духовные влияния, сформировавшие самобытную философскую традицию в России. Синтетичность, гуманистичность, профетичность как характеристические черты русской философии. Русская религиозная философия как христианско-православный гуманизм.

Философия и культура, философия и жизнь, философия и образование. Жанры философского творчества. Поэтика и риторика философского текста. Философия как профессия. Технология философского творчества. Философские источники. Философия как познание, творчество, стиль жизни и дело личности. Философия как личное дело. Философия - дух эпохи, выраженный в мыслях. История философии — галерея теоретических образов Вечности. Истина и ложь философского познания. Философия и история философии в образовании.

Рекомендуемая к изучению предмета литература:

1. Аристотель. Метафизика . Кн. 2, гл. 1. Кн. 4, кн. 12. Соч. Т.1, М., 1976.
2. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. М., 1982.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1991.
4. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.
5. Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. Введение. Т.1, СПб, 1993.
6. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. Наука логики. Введение. Предварительное понятие.
7. Гегель Г.В.Ф .Энциклопедия философских наук .Том 3. М., 1977. Философия духа. Введение. Понятие духа.
8. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса. М., 1996.
9. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. Предисловие. Введение.
10. Кант И. Категории диалектики, их развитие и функции. Киев, 1980.
11. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. СПб, 1922.
12. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1997.
13. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия восточной церкви. В книге "Мистическое богословие". Киев, 1991.
14. Лосский В.Н. Догматическое богословие. Указ. издание.
15. Лосский Н.О. Мир как органическое целое. Избр., М., 1991.
16. Мамардашвили М.К. Формы и созерцание мышления. М., 1968.
17. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 19
18. "Мир философии "в 2-х тт. Антология. М., 1990.
19. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.
20. "На переломе. Философия и мировоззрение". Антология. М., 1990.
21. Пиаже Ж. Избр. психологические труды. М., 1969.
22. Платон. Теэтет. Соч. Т.2, М., 1993.
23. Пригожин И. , Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.
24. "Проблемы сознания в современной западной философии". М., 1989.
25. Соловьев Вл. С. Кризис западной философии. Соч., т.2, М., 1988.
26. Соловьев Вл. С. Русская Идея. Соч., т.2, М., 1989.
27. Тейяр де Шарден П . Феномен человека. М., 1987.
28. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М. 1992.
29. Трубецкой С.Н. Основания идеализма. Соч., М., 1994.
30. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания. Указ. изд.
31. Федотов Г.П. Лицо России. Три столицы. В книге "Судьба и грехи России". Т.1, СПб, 1991.
32. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. М, 1990.
33. Флоренский П.А Общечеловеческие корни идеализма. В книге "Оправдание космоса", СПб, 1994
34. Франк С.Л. Введение в философию. СПб, 1993.
35. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб, 1997.
36. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
37. Чанышев А.И. Начало философии. М., 1982.
38. Шестов Л. Афины и Иерусалим. Соч. в 2-х тт. Т.1, М., 1993.
39. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994.
40. Юркевич П.Д. Идея. В кн. "Философские произведения". М., 1990.
41. Юнг. Архетип и символ. Сб. М., 1991.
 
« Пред.   След. »