Тема 1. Предмет изучения.
Церковное искусство - искусство, непосредственно служащее Церкви. Предпочтительность того, что лучше открывает Горнее. Догматичность и литургичность церковного искусства. Явление Неба в нем в степени, доступной народу Божию в разные эпохи в Поместных Церквах. Отражение духовности народа Божия в церковном искусстве во всем: предпочтении того или иного искусства, техники, выборе сюжетов, композиционном замысле, характере рисунка или «лепки» формы, цветовом строе, приемах работы и др. Виды церковного искусства: архитектура (храмовая и малые архитектурные формы), живопись (монументальная - фрески, мозаики и станковая - иконы), шитье, резьба, металлообработка. Терминология.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
2. Флоренский Павел, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996.
3. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991.
4. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XIII-XX веков. М., 1997.
Тема 2. Библия и Церковное Предание о Богослужебном искусстве.
Ветхозаветный запрет изображения Бога (Исх. 20,4) по причине склонности к идолослужению (Втор. 4,15-19). Повеление об изготовлении херувимов (Исх. 26,1,31 и др.). Памятники искусства у евреев после Вавилонского плена до 6 века по Р.Х. (Иерихон, Дура Европос и др.) свидетельствуют, что богоизбранный народ не видел в запрете кумиров запрет храмового искусства. Библия о поклонении тварной святыне (ковчегу, храму, местам богоявления). Святоотеческое осмысление текста о динарии кесаря. Нерукотворный образ, скульптура в Понеаде и другие древнейшие образы Христа. Первые иконы Богоматери (нерукотворенная Лиддская икона, иконы апостола Луки) и святых.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
Тема 3. Раннехристианское искусство.
Сохранность памятников. Церкви первых христиан. Причины появления катакомб. Расшифровка слова. Устройство римских катакомб. Забвение и открытие их. Причины появления и характерные особенности символических изображений. Библейские и очищенные языческие символы. Перечень и расшифровка их. Изображения библейской истории также напоминают о важнейших истинах христианства. Перечень сюжетов. Отсутствие системы росписи. Отличия от языческого искусства этого времени.
Рекомендуемая литература:
1. Голубцов А.П. Из чтения по церковной археологии и литургике. Спб., 1995.
2. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
3. Порфирий (Успенский), епископ. Святыни земли Италийской. М., 1996.
Тема 4. Искусство в IV-V веках.
Святые отцы о церковном искусстве (Святители Василий Великий, Григорий Нисский и др.). Искусство являет догматы христианства и в сюжете и в «языке». Отстаивание догм в полемике с ересями. Восприятие Церковью христианства до Христа в искусстве. Новый дух искусства Церкви после Миланского эдикта. Базиликальные храмы (Базилика Рождества в Вифлееме), баптистерии (Православный и арианский в Раввене), мартирии (мавзолей Галлы Плацидии). Храм - дом Божий, корабль в Царство Небесное. Храм снаружи прост, а внутри украшен как душа христианина. Несформированность системы росписи (преп. Нил Синайский). Особенности христианской мозаики. Характерные особенности памятников (мавзолей Галлы Плацидии, баптистерии Раввены, церкви вмч. Георгия в Салониках, Санта Мария Маджоре и др. Мозаики Рима). Формирование иконографии (ампулы Монцы) и «языка» искусства Церкви. Реалистичность иконографии Востока и гармония искусства эллинов. Особенности скульптуры (монументальная скульптура, рельеф). Возникновение миниатюры при появлении кодексов.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989
2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.
3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.
Тема 5. Искусство VI-VII веков.
Расцвет искусств при Юстиниане (527-565). Купольные базилики и центрические храмы (Свв. Сергия и Вакха, св. Ирины, св. Софии, свв. Апостолов, св. Виталия). Базиликальные храмы провинции. Богословское осмысление архитектурных форм. Извести об алтарных переградах. Особенности христианской мозаики Раввены (Сан Витале, церквей св. Аполлинария), Салоник (вмч. Димитрия), Синая и Кипра. Отказ церкви от аллегорических изображений (82 правило Трульского собора). Росписи (Санта Мария Антиква, Кастельсеприо). Древнейшие энкаустические иконы. Миниатюры VI (Евангелия Россано, Рабулы). Тенденции в прикладном искусстве (ткани, резьба по кости).
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
2. Лихачева В. История Византии IV-XV веков. Л., 1986.
3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.
Тема 6. Иконоборчество и Торжество Православия.
Причины и история иконоборчества. Характер украшения храмов иконоборцами (Аллегории, орнамент и светские изображения). Ответ православных иконоборцам (Свт. Герман, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Никифор, прп. Феодор Студит). Деяния и Орос VII Вселенского Собора.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.
3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.
4. Культура Византии. Вторая половина VII-XII вв. М., 1989.
Тема 7. «Язык» иконы.
Икона - окно в мир Горний. Особенности пространства иконы (плоскостность, обратная перспектива). Время. Символика золота и фона. Цвет и свет в иконе. Аскетичность и праздничность церковного искусства.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, 1989.
2. Флоренский Павел, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996.
3. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991.
4. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII-XX вв. М., 1997.
5. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975.
Тема 8. Техника иконы.
Приготовление иконной доски. Паволока и левкас. Рисунок иконы. Золочение. Связующее и темперные краски (минералы, земли, химические красители). Процесс написания иконы. Защитный слой.
Рекомендуемая литература:
1. Иулиания (М.Н. Соколова), мон. Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
2. Флоренский Павел, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996.
3. Реставрация икон. Методические рекомендации. М., 1993.
Тема 9. Техника монументального искусства.
Особенность техники мозаики. Основа стенописи. Штукатурка. Краски. Связующее во фреске и росписи по сухой штукатурке. Процесс написания. О росписи масляными и другими красками.
Рекомендуемая литература:
1. Чернышев Н.М. Искусство фрески в Древней Руси. М., 1954.
2. Греков А.П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве.
Тема 10. Искусство Средневекового Запада.
Особенности в искусстве неотделившейся Западной Церкви (Карелинской империи). Романское искусство. Готика.
Рекомендуемая литература:
1. Мэри Холлингсворг. Искусство в истории человечества. М., 1993.
Тема 11. Искусство Запада с эпохи Возрождения.
Причины и характерные особенности эпохи Возрождения. Проторенесанс (Джотто). Раннее Возрождение (архитектура, скульптура, живопись Батичелли). Великие мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэль, Дюрер). Позднее Возрождение (Рубенс, Рембранд). Православная оценка тенденции в искусстве Запада. Искусство барокко. Классицизм и романтизм. Современное состояние религиозного искусства Запада.
Рекомендуемая литература:
1. Мэри Холлингсворг. Искусство в истории человечества. М., 1993.
Тема 12. Искусство Церкви после Торжества Православия (IX-X вв.).
Расцвет искусства победившего ереси Православия. Господство крестово-купольной системы в архитектуре. Символичность архитектурных форм. Богословское осмысление системы росписи крестово-купольного храма. Возрождение искусства мозаики (Восточные и античные черты). Иконы X века. Тенденции в миниатюре. Резьба по кости и перегородчатая эмаль.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. М., 1986.
3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.
4. Культура Византии 2 половины VII-XII веков. М., 1989.
Тема 13. Расцвет искусства при Комниновской династии.
Памятники архитектуры. Наружные украшения стен храмов. Расцвет византийской мозаики (Хосиос Лукас, Ниа Мони, София, Дафни). Работы византийских мозайчистов на Сицилии (Палермо, Чефалу, Монреаль) и в Венеции (св. Марка). Иконостасы (структура и сюжеты темплонов). Иконы (сюжеты, характер изображений). Сформированность традиций миниатюры. Константинополь - центр по созданию прикладного искусства (эмаль, резьба).
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.
3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.
4. Культура Византии 2 половины VII-XII веков. М., 1989.
5. Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М., 1996.
Тема 14. Последствия 1204 года.
Влияние катастрофы 1204 года на иконографию, художественное решение и приемы иконописания. Воздействия Запада на искусство Востока. Памятники мозаики, фрески и миниатюры. Возрастание значимости провинциальных городов и балканских государств.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
2. Лихачев В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.
3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.
Тема 15. Расцвет искусств в палеологовское время (1261-1453).
Новое в архитектуре на примере храмов Мистры (готические стрельчатые арки, колокольни). Несколько иной настрой искусств при Палеологах и после паламитских споров. Новые иконографические особенности (возрастание иконографических тем, возрастание значимости литургических текстов, преданий). Мозаики столицы (София, Кахрие-Джами, Фетие-Джани). Росписи в Константинополе (Кахрие-Джами) и стране (Мистра). Мастер Мануил Панселин. Расцвет искусства иконы. Возрастание значимости и иконности миниатюр. Облачение и лицевое шитье.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.
3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.
4. Средневековое лицевое шитье. Византия, Балканы, Русь (Каталог выставки). М., 1991.
Тема 16. Поствизантийское искусство.
Последствия 1453 года. Остров Крит и Венеция как новые центры искусства греков. Икона - главное из церковных искусств. Выбор манеры письма заказчиком. Следование традициям конца XIV-1 половины XV в. Новое в традиционной иконе (влияние Запада, подписные иконы, авторство и ремесло). Прозападное направление итало-критских икон. Переход ряда художников к западной религиозной живописи (Доменико Теотокопулос - Эль Греко). Фрески в поствизантийский период (Феофан Критский). Падение Крита в 1669 году и упадок церковного искусства греков. Возрождение традиций в ХХ веке. Характер новогреческого искусства.
Рекомендуемая литература:
1. Поствизантийская живопись. Афины. 1995.
2. Из коллекции Н.П. Лихачева. Спб., 1993.
Тема 17. Искусство Сербской Церкви.
Архитектура Сербской Церкви. Памятники изобразительного искусства до автокефалии Церкви (Пореч, Нерези, Курбиново). Росписи начала XIII века (ц. Богородицы в Студенице, Жича). Расцвет Сербского искусства (Милешево, Печ, Сопочаны, Королевская ц. Студеницы, Грачаница, Дечаны, Каленич). Иконы. Упадок искусства после захвата страны. Искусство в Сербии сегодня (собор св. Саввы, иконы).
Рекомендуемая литература:
1. Сима Чиркович. Сербия. Средние века. М., 1996.
2. Лазарь Трифунович. Югославия. Памятники искусства. Белград, 1989.
3. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.
4. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.
Тема 18. Искусство на территории Болгарской Церкви.
Церковное искусство в Болгарии до 1 Болгарского царства. Расцвет церковных художеств 2 Болгарского царства (Бачково, Боянская церковь, Ивановский пещерный монастырь). Немногочисленные памятники церковного искусства при турецком владычестве (конец XIV- 1 половина XVIII). «Болгарское возрождение» (2 половина XVIII - 1878 г.). Захария Зограф и др. (характерные особенности). Тенденции искусства после освобождения Болгарии (собор Александра Невского, храм на Шипке и др.). Характерные черты современного болгарского церковного искусства.
Рекомендуемая литература:
1. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.
2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.
3. Островский Г. Захария Зограф. Л., 1987.
4. Бачковский ставропигиальный монастырь Успения Богоматери. Б.м. и г.
Тема 19. Румынское Церковное Искусство.
Искусство до XVI века (Куртя де Арджеш). Особенности архитектуры храмов Валахии, Молдовы и Трансильвании. Наружные росписи храмов Молдовы (Нямец, Воронец, Хумор, Молдовица, Сучава). Памятники шитья, резьбы. Современные румынские художники-мастера стенных росписей и за пределами патриархата (храм архангела Гавриила в Назарете).
Рекомендуемая литература:
1. Virgil Vatasianu. Pictura murala oin norovl Moldovei. Bucuresti, 1974.
2. Лазарев В.Н. История Византийского искусства. М., 1986.
3. Полиптик молдав. Молдавское искусство XIV-XIX веков. Кишинев, 1985.
Тема 20. Церковное искусство Кавказа.
Древнейшие базилики (V-VII вв.), крестово-купольные и центрические (Звартноц) храмы. Расцвет искусства в X-начале XIV в. Резьба по камню на стенах храмов. Каменные переграды грузинских храмов. Мозаики Гелати. Росписи приезжих (Мануил Эвгеник) и местных (Дамиане) художников. Металлообработка (чеканка) и эмаль. Миниатюры.
Рекомендуемая литература:
1. Лазарев В.Н. История Византийского искусства. М., 1986.
2. Шалва Амиранашвили. Фрески Убиси. Тбилиси, 1987.
3. Матенадаран. Том 1. Армянская рукописная книга VI-XIV веков. М., 1991.
3- курс
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Искусство домонгольской Руси.
Древнейшие храмы Руси. Особенности архитектуры Киева, Новгорода, Пскова и Владимира. Мозаики Софии Киевской и Михайловского Златоверхого монастыря. Сочетание мозаики и фрески. Фрески Киева, Новгорода, Пскова и Владимира. Иконы (большие настолпные и др.). Богословская глубина и возвышенность образов. Особенности прикладного искусства домонгольской Руси (перегородчатая эмаль, золотая наводка, металлообработка).
Рекомендуемая литература:
1. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1994.
2. Живопись Древней Руси XI-начала XIII веков. Мозаика, фреска, иконы. Л., 1982.
3. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
4. Рыбаков А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. Л., 1971.
5. История русской архитектуры. Спб., 1994.
6. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
Тема 2. Искусство в XIV-начале XV века.
Влияние 1237 года на искусство. Подъем в XIV веке. Храмостроительство на Севере. Ансамбли фресок Новгорода (Греческое и балканское влияние). Храмостроительство Москвы начала XV века (Лавра, Андроников и Сторожевский монастыри, храм Успения на Городке). Расцвет искусств на Руси. Феофан Грек. Новгородский период (ц. Спаса Преображения на Ильине улице). Московский период (работы в Благовещенском соборе). Фаворский свет и свет на произведениях Феофана.
Рекомендуемая литература:
1. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1994.
2. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. М., 1983.
3. Лившиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987.
4. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
5. История русской литературы. Спб., 1994.
6. Лихачев Д.С., Вагнер Г.Н., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
Тема 3. Преподобный Андрей Рублев.
Житие. Благовещенский собор, работы во Владимирском Успенском соборе. Икона Троицы, иконостас и росписи Троицкого собора. Известие о росписи собора Андроникова монастыря. Мнения исследователей о работах в Звенигороде. Умиротворенность и возвышенность работ преп. Андрея. Значение преп. Андрея.
Рекомендуемая литература:
1. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1994.
2. Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1981.
3. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
4. Сергеев В. Рублев. М., 1990.
5. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
Тема 4. Архитектура XV - начала XVI веков.
Проблема храмостроительства на Руси. Приглашение итальянцев (Аристотель Фиорованти и Алевиз Новый). Соборы Кремля и другие храмы. Формирование классического четырехярусного иконостаса. Особенности иконостасов эпохи. Богословие иконостаса.
Рекомендуемая литература:
1. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
2. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
3. История русской архитектуры. Спб., 1994.
4. Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М., 1996.
5. Флоренский П., свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996.
Тема 5. Дионисий и икона Москвы XV - начала XVI в.
Работы Дионисия в Боровском монастыре. Росписи и иконы в Кремлевском Успенском соборе. Прп. Иосиф Волоцкий и Дионисий. Работы Дионисия в Северной Фиваиде. Значимость ансамбля Ферапонтова монастыря. Особенности писем Дионисия. Продолжатели Дионисия.
Рекомендуемая литература:
1. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970.
2. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1994.
3. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV - начала XVI века. М., 1975.
4. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.Н., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
Тема 6. Иконописные школы.
Понятие иконописная школа. Причины их формирования. Особенности иконописной школы Москвы - школы столицы. Наследие преп. Андрея и Дионисия. Изящество и гармония московской иконы. Школа Новгорода. Народность, простота, непосредственность его иконы (сюжет, иконография, рисунок, звучность цвета). Самостоятельность искусства соседнего Пскова. Выразительность его иконы, динамичность, скупость колорита, любовь к ассисту. Проблемы выделения традиций Твери, Ростова, Ярославля, Суздаля и Нижнего Новгорода.
Рекомендуемая литература:
1. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1994.
2. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
Тема 7. Церковное искусство в XVI веке (архитектура, росписи, прикладное искусство).
Традиционные храмы (соборы Александрова, Лавры, Вологды, Ростова и др.). Первые шатровые церкви (Коломенское). Храм Иоанна Предтечи в Дьяково и собор Покрова на Рву. Архитектура Соловков. Немногочисленные ансамбли фресок (Благовещенский собор, Новодевичий монастырь). Прикладное искусство (чернь, резьба (царское место), лицевое шитье и др.). Влияние западной гравюры на миниатюру. Иллюстрированные жития.
Рекомендуемая литература:
1. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
2. Лихачев Д., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
3. История русской архитектуры. Спб., 1994.
4. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971.
5. Русская деревянная скульптура. М., 1994.
Тема 8. Церковное искусство в XVI веке (иконостас и икона).
Изменения в иконостасе (праотеческий ряд, дьяконские двери). Иконы 1-й половины XVI века. Изменение колорита и настроя ряда икон ср. XVI века. Увлечение символико-аллегорическими изображениями. «Многословность», потеря ясности и цельности. Идеи, а не лики. Дело дьяка Висковатого. Четырехчастная и др. подобные образы. Иконописные мастерские свт. Макария, Годунова. Иконы конца XVI века.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, 1989.
2. Лихачев Д., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
3. Подобедова. Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М., 1996.
Тема 9. Деревянное зодчество.
Традиции деревянных храмов на Руси. Древнейшие памятники. Типы деревянных церквей (клецкие, шатровые, ярусные, кубоватые, многоглавые). Шедевры деревянного зодчества.
Рекомендуемая литература:
1. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
2. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1986.
3. Ополовников А.В. Сокровища русского Севера. М., 1989.
4. История русской архитектуры. Спб., 1994.
Тема 10. Архитектура XVII века.
Проникновение Запада усилилось в смутное время. Многообразие архитектуры храмов XVII века. Крестово-купольные храмы. Шатровые храмы и прекращение их строительства в средние века. Другие бесстолпные церкви. Возрастание декоративности, появление чисто внешних элементов (не световые барабаны, кокошники). Ансамбль Новоиерусалимского монастыря. Русское барокко (Фили, Дубровицы). Традиционные иконостасы XVII века (Успенский собор Кремля). Появление рамного резкого иконостаса и его популярность. Формирование местного ряда, его сюжеты.
Рекомендуемая литература:
1. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
2. История русской архитектуры. Спб., 1994.
3. Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М., 1996.
Тема 11. Живопись XVII века.
Обилие фресковых ансамблей. Сохранение традиций в росписях. Использование композиций западных гравюр. Значение художников Ростова, Ярославля, Костромы. Бригадность и ремесленность письма. Понятие «строгановская школа». Увеличение декоративности, изощренности письма. Значение Оружейной палаты (с 40-х годов). Работа в ней иностранцев. Появление светского искусства. Симон Ушаков. Защита Иосифом Владимировым западного направления в искусстве. Фряжские и традиционные иконы 2-ой половины XVII века. Иконописные подлинники и прориси. Тенденции в миниатюре. Расцвет ювелирного искусства и увеличение его декоративности. Усольские эмали. Шитье в XVII веке.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
2. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.
3. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII-XX веков. М., 1997.
4. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнови Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.
5. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971.
6. Искусство строгановских мастеров. М., 1991.
Тема 12. Подражание Западу (архитектура XVIII-середина XIX века).
Следование архитектуры образцам Запада. Работы иностранных архитекторов. Барокко. Петропавловский собор (Доменико Трезени), Смольный монастырь (Старов И.Е.), Казанский (Воронихин А.Н.) и Исаакиевский соборы (Огюст Монферран). Романтическое увлечение готикой («Чесменская» церковь). Кардинальное изменение иконостаса в XVIII-1-ой половине XIX века.
Рекомендуемая литература:
1. История русской архитектуры. Спб., 1994.
2. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII-XX веков. М., 1997.
3. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. Спб., 1994.
Тема 13. Подражание Западу (живопись и прикладное искусство) (XVIII-1-ой половины XIX века).
Размежевание светского и церковного искусства. Профессиональные художники. Подражание Западу. Лосенко - «русский Рафаэль». Брюллов К.П., Бруни Ф.А., Иванов А.А. (Явление Христа народу, Библейские эскизы). Особенности росписей храмов эпохи. Картины и копии художников Западной Европы в церквах. Особенности прикладного искусства.
Рекомендуемая литература:
1. Даниэль С.М. Библейские сюжеты. Спб., 1994.
2. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII-XX веков. М., 1997.
3. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. Спб., 1994.
Тема 14. Поиски 2 половины XIX - начала XX века в архитектуре.
Константин Тон и Храм Христа Спасителя. Подражания храму Христа (Тоновский стиль). Ориентация на Византию и храмы московско-ярославского стиля. Освоение модерном древнерусской архитектуры (неорусский или псковско-новгородский стиль). В.А. Покровский (храм в Лейпциге, Шлиссельбурге, Феодоровский Государев собор) и А.В. Щусев (Почаев, Марфо-Мариинская обитель, храм на Куликовом поле). Ретроспективное направление («новый историзм»). Ориентация на владимирско-суздальское (Спас на водах), ростовское (Феодоровский собор 300-летия Романовых), московское зодчество. Примеры следования русскому (Воскресенская церковь Смоленского кладбища) и европейскому барокко, классицизму. Особенности иконостасов.
Рекомендуемая литература:
1. История русской архитектуры. Спб., 1994.
2. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. Спб., 1994.
3. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1992.
4. Афанасьев К.Н., В.А. Щусев. М., 1978.
5. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
6. Берташ А.В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX - начала XX веков. // Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. 2. М., 1998.
Тема 15. Поиски 2-ой половины XIX - начала XX веков в живописи и прикладном искусстве.
В.М. Васнецов (Абрамцевский храм, Владимирский киевский собор и др.), Нестеров М.В. (Киев, Марфо-Мариинская обитель, Абас-Туман и др.). Работы в храмах других художников (Врубель, Петров-Водкин, Рерих). Религиозные сюжеты в живописи русских художников. «Натурализм» Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова. Скрытое присутствие архитипов христианской иконографии в картинах совершенно светских и принижение тем библейских.
Рекомендуемая литература:
1. Дунаев М.М. Своеобразие религиозной жизни. Очерки по русской культуре XII-XX веков. М., 1997.
2. Вагнер Г.К. В поисках Истины. М., 1993.
3. Даниэль С.М. Библейские сюжеты. Спб., 1994.
Тема 16. Пути традиционного церковного искусства в Синодальный период.
Сохранение традиций русского барокко в провинции в XVIII в. (Сибирское барокко). Традиционность деревянного храмового зодчества. Приверженность традиции, следование иконописным подлиникам в центрах иконописания (Палех и др.), народной иконе и центрах старообрядчества. Массовое производство. Тенденции в иконе Палеха (тщательность, измельченность письма, утонченная хрупкость образов, суховатая графичность). «Подокладницы». Появление отдельных живописных икон в традиционных иконописных центрах. Работы палешан в столицах. Привлечение их к «реставрации» храмов (Москва, Владимир, Новгород). Открытие иконы реставраторами. Работы иконописцев-реставраторов. Подделки и имитации. Традиционная икона, роспись в значимых церквах конца XIX-начала XX вв. Книгописание и книжная миниатюра. Резьба по дереву (скульптура, резные иконы и кресты, иконостасы и киоты), литье, ростовская финифть.
Рекомендуемая литература:
1. История русской архитектуры. Спб., 1994.
2. Иркутское барокко. М., 1993.
3. Кантиков А.Ю. Каменное зодчество Русского Севера, Вятки, Урала XVIII в. Свердловск, 1990.
4. Иконопись Палеха из собрания Государственного музея Палехского искусства. М., 1994.
5. Культура староверовВыга. Петрозаводск, 1994.
6. Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Каталог выставки. Архангельск-Москва, 1995.
7. 1000-летие русской государственной культуры. М., 1988.
8. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986.
9. Русская эмаль XVII-начала XX века. М., 1994.
10. Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск 1,2. М., 1993.
11. Кызласова И.Л. О проблеме подделывания и копирования икон в XIX-начале XX века // Искусство христиан мира. Сборник статей. Выпуск 2. М., 1998.
Тема 17. Понятия о реставрации.
Возникновение научной реставрации. Исследование памятников, требующих реставрации. Инструменты и оборудование. Консервация. Укрепление шелушений, вздутий. Реставрация основы. Удаление загрязнений, олифы, записей. Восполнение утрат, тонировка. Различие церковного и светского подходов к этому. Защитный слой.
Рекомендуемая литература:
1. Реставрация икон. Методические рекомендации. М., 1993.
2. Реставрация станковой темперной живописи. М., 1986.
Тема 18. Церковное искусство до 1988 года.
Церковная архитектура в русском зарубежье. Иконописание. Инок Григорий (Круг), Успенский Л.А. Значимость иконописных работ, трудов по богословию иконы для понимания иконы на Западе. Иконописание до Второй мировой войны в России. Соколова М.Н. и храм свт. Николая в Клениках. Труды мон. Иулиании (Соколовой) в Троице-Сергиевой Лавре и их значение для иконописания в XX веке. Пути живописной иконы в 20 веке. Восстановление Данилова монастыря - толчок для дальнейшего освоения древней иконы.
Рекомендуемая литература:
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.
2. Григорий (Круг), инок. Мысли об иконе. Париж, 1978.
3. Мон. Иулиания (Соколова). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
4. Современная православная икона. М., 1994.
Тема 19. Церковная архитектура сегодня.
Конкурс храма 1000-летия Крещения Руси. Храмы-копии (Храм Христа Спасителя), реконструкции (Казанский собор). Подходы к реставрации храмов. Новые проекты. Проблеммы проектирования новых храмов. Подходы к созданию иконостасов (воссоздание разрушенного, организация нового решения, тупиковый неообновленческий подход). Рекомендации.
Рекомендуемая литература:
1. Конкурс проектов Свято-Троицкого храма-памятника в честь 1000-летия Крещения Руси // ЖМП, 1990, № 6.
2. М.Кудрявцев, Т.Кудрявцева. Размышления о церковной архитектуре // ЖМП, 1990, № 5, с. 23-25.
Тема 20. Изобразительное искусство сегодня.
Возрождение и примеры мозаики. Стенопись и фреска сегодня. Живописные росписи, иконы. Иконописные центры. Направления, характер работ. Проблеммы современного иконописания.
Рекомендуемая литература:
1. Проблемы современной церковной живописи. М., 1997.
2. Современная православная икона. М., 1994.
|