Задачей курса (40 учебных часов) является ознакомление учащихся с материалами использующимися в станковой темперной живописи и приемами работы с ними. А также уяснению роли технологии материалов в структуре живописного решения древнерусской иконы, логику ее художественно-технологической организации. Хотя для рассмотрения предмета предполагается привлечение наибольшего количества памятников христианской: искусства, обучение ведется по лучшим образцам русской иконописи XIV-XV веков.
Практика показывает, что иконописцу при выполнении работ приходится сталкиваться не только традиционными, но и с современными живописными материалами. Поэтому для лучшего усвоения материале информация по разделам дается в историческом плане; в начале говорится о древнейших образцах, потом с современных материалах. Учащиеся знакомятся с древнейшими трактатами о технике живописи, как то: ''Манускрипт Теофила", "Трактат о живописи" Ченино Ченини, "Ерминия" Дионисия из Фурны, другими рецептурными справочниками. Информация, содержащаяся в этих документах не всегда достоверная, и будет нам сравниваться с реальными свойствами художественных материалов.
Икона, как и всякое произведение искусства, представляет собой художественные образ, выраженный техническими живописными средствами. Поэтому подача сведений технологического характера идет по мере освоения слушателями художественных приемах построения живописного образа.
По мере выполнения практических работ учащимся предлагается самостоятельно наводить справку о технических приемах исполнения того или иного произведения, дл* применения полученной информации на практике.
ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ.
I ОСНОВЫ ПОД ЖИВОПИСЬ
1) Древесина использующаяся для изготовления иконных досок, Способы сборка иконных досок. Шпонки: накладные, врезные, торцевые. Ковчег, способы выемки. Механика доски, коробление,
2) Формат доски, соотношение ковчега и поля. Глубина выделки ковчега.
3) Другие основы под живопись. Достоинства и недостатки. История применения тех или иных основ под живопись.
II ПОДГОТОВКА ОСНОВЫ ПОД ЖИВОПИСЬ
1) Клеи: животные, растительные, искусственные, используемые в станковой живописи, их свойства. Способы приготовления, температурный режим, процентность клея, правило квадрата.
2) Наполнители для грунтов. Мел, гипс, алебастр, порошок белил.
3) Назначение грунта под живопись. Левкас - грунт под яичную темперу. Общие сведения о грунтах под масляную живопись. Пластификаторы для грунтов, их применение, нормы введения в грунт.
4)Ткани в живописи. Паволока на досках, холст в "таблетках", холст на подрамниках.
5)Практическая рецептура. Приготовление клея, наклейка паволоки, приготовление и нанесение левкаса, способы шлифовки левкаса.
III. ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА. КРАСКИ. ПИГМЕНТЫ.
1) Виды связующих красок. Виды темперных красок, акварель, гуашь, масляные краски, другие виды красок, их свойства. Степень измельчения пигмента в различных красках, способы помола пигментов.
2) Типы пигментов по происхождению. Минеральные, органические, искусственные. Различия по структуре: кристаллические и аморфные. Количество связующего. Понятие укрывистости пигмента.
а) ахроматические пигменты.
6 желтые пигменты.
в) красные и коричневые пигменты.
г) зеленые пигменты.
д) синие пигменты.
Самостоятельное изготовление некоторых пигментов. Правила техники безопасности при работе с опасными пигментами.
3) Механические и оптические свойства пигментов. Лессировка.
IV МЕТАЛЛЫ
1) Листовое золото и серебро. Сведения о приготовлении и использовании. Поталь.
2) Основные способы золочения, на полимент и на мордан. Приспособления для золочения. Чеканка по золоту, "канфаренный" узор.
3) Золочение на "ассист".
V МАСЛА. СМОЛЫ. ЛАКИ. ОЛИФА.
1) Защита живописи от внешних воздействий.
2)Масла, используемые для приготовления защитных пленок. Приготовление, отбеливание. Эфирные масла. Сиккативы для масел, их свойства.
3) Различные виды смол, их свойства. Растворители. Применение лаков в живописи.
4) Олифа - покровный лак в древнерусской живописи. Практическая рецептура. Потемнение олифных пленок.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ.
1)Организация рабочего места, хранение пигментов, палитра, кисти, подрушник (муштабель), освещение.
2)Приготовление картона и способы перевода изображения на левкас. Подготовительный рисунок, графья.
3)Роскрышь иконы; доличное, санкирь. Прозрачность и плотность наложения краски.
4) Доличное, притенения, опись, разделка, пробела.
5)Личное письмо: санкирь, прорись, притенения, способы и последовательность плавки лика (карнации), отборка, живопись деталей (глаз, волос и проч.), опись лика,
6) Некоторые приемы живописи византийских мастеров. "Безсанкирная
живопись".
7) Возможности использования разнотертых пигментов.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1) Сведения о технике станковой масляной живописи:
а) появление масляных красок, смешанная техника,"фрязь";
б) живопись по подмалевку, импрематура, тонированный грунт;
в) живопись "а ля прима";
2) Сведения о техниках монументальной живописи.
а) живопись "аль фреско", живопись "аль секко"; техника древнерусских на¬стенных росписей.
б) мозаика, другие виды стенописи.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1) Монахиня Иулиания "Труд иконописца", Троице-Сергиева Лавра 1995.
2) Филатов В. В. " Реставрация станковой темперной живописи". М. 1986.
3) Комаров А. А. "Технология материалов стенописи". М. 1989, 1994 (2-е изд.).
4) Сборник "Древнерусское искусство Х1У-ХУ вв." М. 1984. 5)" Ерминия" Дионисия Фурноаграфиота, любое издание.
|