Главная arrow Богословское отделение arrow Сравнительное богословие
Сравнительное богословие
Курс "Сравнительного богословия" разрабатывался как общеобразовательный историко-богословский курс в рамках учебных программ СПБИРиЦИ. Акцентируясь, прежде всего, на реалиях христианства на Западе (западная часть Римской Империи; далее Западная Римская Империя; далее территория бывшей Западной Римской империи), он логически продолжает курс "Истории Древней Церкви". Хронологические рамки курса определяются периодом от начала становления церковной организации до состояния, в котором пребывает Церковь на Западе в настоящее время, охватывая, таким образом, практически все христианское богословие. В рамках курса также затрагивается история взаимоотношений между христианским Западом и Востоком после раскола 1054 г. Это попытки вернуть утраченное единство на соборах: Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1439), это также тот экуменический диалог, который ведется сегодня между церквами.

ВВЕДЕНИЕ

Определение науки сравнительного богословия. Ее характер, цели и задачи. Методология, и источниковедение. Западные исповедания в русской богословской традиции. Вопрос о "границах Церкви" в контексте сравнительного богословия. Практика трех чиноприемов как выражение принципиального отношения Православной Церкви к инославным конфессиям, причины и пределы ее исторической изменчивости.

Рекомендуемая литература:

1. св. Филарет (Дроздов), митр. Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Кафолической Церкви, 4-е изд. М., 1843.
2. Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. М., 1991.
3. Сергий (Страгородский), патр. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее сообществам. ЖМП. 1994 .№ 5.
4. Тот же. Значение апостолького преемства в инославии. М., 1994. №5.
5. Арсеньев Н. Православие и Западное христианство. Париж, 1930.
6. Иванцов-Платонов А., прот. О Западных вероисповеданиях. М., 1906.
7. Церковь, католичество и протестантство (по А.С. Хомякову). /Религиозно-философская библиотека, вып. XХIII. СПб., 1914.
8. Цыпин В., свящ. К Вопросу о границах Церкви. В книге: Московская Духовная Академия - 300 лет. М., 1986, с. 193-225.



КАТОЛИЦИЗМ

Тема 1.


Папский примат и папская непогрешимость как краеугольный камень римского католицизма. Различие в понимании учения о Церкви Православием и католицизмом. Римско-католическое учение о власти папы над Церковью. Историческое развитие идеи папского примата.

Рекомендуемая литература:

1. Хомяков А.С. Цит. соч.
2. Арсеньев Н. Цит. соч.
3. св. Филарет (Дроздов) Цит. соч.
4. Никанор (Бровкович), архим. Разбор римского учения о видимом папском главенстве в Церкви. Казань, 1871.
5. Лебедев А. О главенстве папы. СПб., 1887.
6. Елевферий (Богоявленский), митр. "Папство" в вопросе соединения Церквей. Париж, 1934.
7. Сергий (Страгородский), патр. Есть ли у Христа наместник в Церкви? ЖМП, 1994 №5.

Тема 2.
Рассмотрение и критика католических "доводов от Писания" в защиту папского примата. Мф. 16, 13-19; Лк. 22,31-32; Ин. 21, 15-17. Отношение Апостола Петра к прочим Апостолам по свидетельству книги Деяний.

Рекомендуемая литература:

1. Св. Филарет (Дроздов). Цит. соч.
2. Арсеньев Н. Цит. соч.
3. Зноско-Боровский М., прот. Православие, римокатоличество, протестантизм и сектантство. Джорданвилль, 1972.
4. Муравьев А.Н. Правда Вселенской Церкви. М., 1903.
5. Булгаков С., прот. Святые Петр и Иоанн. два первоапостола. Париж, 1926.

Тема 3.
Роль Римской кафедры и Римского епископата в Древней Церкви (I-III века). Причины возвышения Римской кафедры. Споры о времени празднования Пасхи при папе Викторе и о перекрещивании еретиков при папе Стефане.

Рекомендуемая литература:

1. Арсеньев Н. Цит. соч.
2. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. т.II, М., 1994.

Тема 4.
Возвышение Римской кафедры в эпоху Вселенских Соборов. Рим и другие древние Церкви Запада, 6-ое правило I Вселенского Собора о римском епископе. Сардикийский Собор 343 г., права и преимущества усвоенные им римскому епископу. Институт папских легатов и папских викариев, Римская кафедра и Православный Восток в эпоху Вселенских Соборов. Экклезиологическое значение 28-го Халкидонского правила.

Рекомендуемая литература:

1. Болотов. Цит. соч. т.III.
2. Карташов А. В. Вселенские Соборы. Париж, 1967.
3. Гетто В. Постепенное отпадение христианского Запада от Православия. "Вера и разум", 1884, т.1, ч. 1.
4. Иванцов-Платонов А., прот. О римском католицизме. М., 1869.

Тема 5.
Римская Церковь во вновь возникших варварских государствах Западной Европы. Просвещение франков, англо-саксов, германцев. Начало светской власти римских пап. Псевдо-исидоровские декреталы.

Рекомендуемая литература:

1. Предтеченский С. Развитие влияния папского престола на дела Западных Церквей до IХ в. Казань, 1891.
2. Корелин М. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., 1903.
3. Яванов К. Средневековое папство и его представители. Петроград, 1915.

Тема 6.
Конфликт пап Николая I и Адриана II c Константинопольской Церковью. Двукратный Cобор. Болгарский вопрос. Окружное послание Фотия 867 г. Малый Софийский Собор. Папа Адриан II. Папа Иоанн VIII. Великий Софийский Собор и его экклезиологическое значение. Римская кафедра c конца IX до сер. ХI века.

Рекомендуемая литература:

1. Корелин М. Цит. соч.
2. Иванов К. Цит. соч.
3. Лебедев А. История разделения Церквей в IX, X, XI веках. СПб., 1905.
4. Россейкин Ф.М. Первое правление патриарха Фотия. С.-Посад, 1915.
5. Огицкий Д.П. Константинопольские соборы 867-870 гг. и 879-880 гг. и церковная современность. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, №68. Париж, 1969.

Тема 7.
Конфликт между папой Львом II и патриархом Михаилом Керулларием. События 1054 г. в историческом контексте.

Рекомендуемая литература:

1. Лебедев А. История...
2. Скабалланович Н. Разделение Церквей при патриархе Керулларии. "Христианское чтение". 1884, ч. 2; 1886, ч. 1.
3. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. М., 1991.

Тема 8.
Власть папы в Католической церкви после ее отпадения. Униональные попытки. инквизиция. Римско-католическая церковь как абсолютная монархия. Догмат о папской непогрешимости. Примеры заблуждении и Взаимных противоречий римских епископов.

Рекомендуемая литература:

1. Корелин М. Цит. соч.
2. Иванов К. Цит. соч.
3. Воейков Н. Церковь, Русь и Рим. Джорданвилль. 1983.
4. Лопухин А.П. История Христианской Церкви в xIX столетии. т.1. СПб., 1901.

Тема 9.
Римско-католическое учение об исхождении Ñâ. Духа от Отца и Сына ("филиокве"). Догматическая сущность (еретичность) учения о "филиокве". Учение Блаж. Августина о Троице и его распространение на Западе. Святоотеческое учение об исхождении Св. Духа в сопоставлении с августовской традицией. Доктрина "филиокве" и Православный Восток.

Рекомендуемая литература:

1. Лосский В. К вопросу о Filioque БТ1973 №12.
2. Слотов В. Тезисы о Filioque СПб., 1914.
3. Плакид (Дезей) архим. Бл. Августин и Filioque ВРЗЭПЭ. 1980 г. №119-112.

Тема 10.
Общая характеристика католической сотериологии, в сопоставлении с православной. Юридизм как основное заблуждение католицизма в учении о спасении. Католическое учение о первобытной праведности и первородном грехе. Развитие доктрины об удовлетворении Богу за грехи. Учение о чистилище, сверхдолжных заслугах, сокровищнице добрых дел и индульгенциях.

Рекомендуемая литература:

1. Сергий (Страгородский), Православное учение о спасении. M., 1991.
2. Беляев Н. Римокатолическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань. 1876.
3. Корсавин Л.П. Католичество. Петроград, 1918.

Тема 11.
Специфика римско-католической мариологии. Догмат 1854 г. о непорочном зачатии Девы Марии. Догмат о Её телесном вознесении 1950 г. Неприемлемые догматические выводы, вытекающие из католической мариологии.

Рекомендуемая литература:

1. Булгаков С., прот. Купина Неопалимая. Париж, 1927.
2. Мерзлюкин А.С. О католическом догмате 1854 г. Париж, 1960.
3. Мудьюгин М., прот. Православная трактовка развития Римско-католической мариологии за последнее столетие. ВРЗЕПЭ № 53, № 54-55. 1960.

Тема 12.
Особенности римско-католического учения о таинствах. Действительность и спасительная действительность таинства. 0тступления католиков от древних церковных установлений в способе совершения таинств.

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Е. Обличительное богословие. ÑÏá., 1895.
2. Зноско-Боровский М., прот. Цит. соч.
3. Сергий (Страгородский) . Православное...

Тема 13.
Особенности римско-католического нравоучения. Специфика католической мистики. Священное Писание и Священное Предание у католиков, иные особенности римско-католического богословия и церковной практики.

Рекомендуемая литература:

1. Вертеловский. А. Западная средневековая мистика и ее отношение к христианству СПб., 1911.
2. Самарин Ю. Ф. Иезуетизм и иезуиты. СПб., 1914.
3. Бейер Г. Иезуиты. М., 1913.
4. Арсеньев И. Цит. соч.

Тема 14.
Современная Римо-католическая Церковь. II Ватиканский Собор. Социальная доктрина католицизма. Униатство. Восточный Обряд. Ватикан и Россия.

Рекомендуемая литература:

1. Николаев К.Н. Восточный Обряд. Париж. 1950.
2. Воейков П. Цит. соч.
3. Иванов-Тринадцатый Г., диак. Ватикан и Россия. Монреаль, 1989. Папство и его борьба с православием. М., 1993.



ПРЕДИСЛОВИЕ



На втором году изучения западного христианства предусматривается анализ протестантизма, а также знакомство с экуменизмом как порождением протестантизма.

При изучении вероучительных доктрин различных протестантских деноминаций задача, прежде всего, состоит в том, чтобы ясно и аргументирование представить их как попытку преодолеть заблуждения католичества, отступившего от Вселенской Апостольской Церкви, а затем показать несоответствие самой протестантской доктрины Православному учению.

Для решения поставленных задач в течение учебного года изучаются следующие темы:



1. Предшественники реформации.

2. Начало реформации в Германии.

3. Лютеранство.

4. Цвингли.

5. Кальвинизм или реформатство.

6. Англиканство.

7. Старокатоличество.

8. Экуменизм.



ПРОГРАММА КУРСА



1. Предшественники реформации.

1. Церковная жизнь на Западе после разделения Церквей: утверждение абсолютной власти римского епископа над Западной Церковью и его притязания на абсолютную светскую власть. Формирование новой экклезиологии на основе сложившегося нового статуса римского епископа. Западные ереси ХII-ХIII вв. (кафары, альбигойцы, вальденсы и др.) как оппозиция римской экклезиологии.

2. Джон Виклиф и его критика католического вероучения, положительные стороны этой критики: отрицание примата Апостола Петра, главенства палы, чистилища, индульгенций, целибата и употребление латинского языка в богослужении. Заблуждения Виклифа: учение об абсолютном предопределении, разделение таинств на главные и второстепенные, учение о духовном Причащении, отрицание Священного Предания и монашества.

3. Ян Гус и Иероним Пражский. Идея устройства национальных Церквей, отрицание богоустановленности папства. Отношение Иеронима Пражского к Православию. Ошибочный взгляд на Яна Гуса как последователя Виклефа (Отношение Гуса к Священное Преданию, Таинствам и предопределению в сравнении со взглядам Виклефа).

4. Иероним Савонарола - обличитель нравов римской курии. Отношение Савонаролы к примату римского епископа.



Рекомендуемая литература:

1. Арсеньев И., прот. От Карла Великого до реформации. М., 1913.

2. Городцев П., прот. Предшественник реформации Джон Виклиф. Петроград, 1917.

3. Гаусрат А. Средневековые реформаторы. СПб., 1909.

4. Лихачев Е. Европейские реформаторы. СПб., 1972.

5. Митякин А. Иероним Савонарола. Христианское чтение. 1898, П.

6. Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории. (сочинения, Москва, 1994).



2. Начало реформации в Германии.

1. Безуспешная попытка провести реформу "во главе и членах" римско-католической церкви на Базельском и Латеранском V соборах.

2. Мартин Лютер, краткие сведения о его жизни. История разрыва Лютера с Римом: обращение Лютера к епископам с увещанием запретить продажу индульгенций, 95 тезисов Лютера против индульгенций, сожжение папской буллы, осуждение Лютера (Вормский эдикт 1521 г.). Лютер на нелегальном положении.

3. Распространение идей Лютера, причина успеха этих идей. Возникновение новых реформационных направлений - иконоборчество и анабаптизм. Крестьянская война в Германии (1524-25 гг.). Отрицательное отношение Лютера к этим направлениям Реформации.

4. Император Карл V как защитник интересов католического Рима. Союз Лютера с немецкими князьями. Рейхстаг Карла V в Шпейере (1529 г.) и подтверждение Вормского эдикта. Съезд сторонников Лютера в Шмалькальдене, протест Карлу V и создание шмалькальденского оборонительного союза против императора. Шмалькальденские религиозные войны протестантов с католиками и Аугсбургский религиозный мир 1555 г.

5. Символические книги лютеран. Их авторы и причины появления, двойственное отношение лютеран к этим книгам.



3. Лютеранство.

1. Лютеранская экклезиология. Учение Лютера о духовном (или невидимом) бытии церкви как попытка обосновать преемство своего учения от церкви апостольской. Вопрос о непрерывности существования истинной церкви на земле в связи с учением Лютера о её невидимом бытии. Отношение лютеран к источникам вероучения: отрицание Священного Предания и умаление учительной роли церкви, вопрос о каноне Священных книг. Лютеранское понимание таинств, принятие только двух таинств (Крещения и Евхаристии). Противоречение между учением Лютера о спасении одной верой и установлением таинств Господом Иисусом Христом. Непоследовательность во взгляде Лютера на таинства.

2. Лютеранская сотериология. Опровержение Лютером католического учения о сатисфакции как умаляющем достоинство Голгофской Жертвы. Учение Лютера о состоянии крайней поврежденности человеческой природы после грехопадения и пассивности человека в деле своего спасения. Учение Лютера об оправдании одной верой. Лютеранское понимание сущности спасения как изменения отношения Бога к человеку ради веры его в искупительную Жертву Сына Божия (понятие пронунциации). Значение труда Святейшего Патриарха Сергия "Православное учение о спасении" для понима­ния инославных взглядов на сущность спасения.

3. Отношение лютеран к молитве, постам, призыванию святых, почитанию икон и других святынь церковных.

4. Первые попытки лютеран установить общение с Православным Востоком. Перевод Меланхтоном "Аугсбургского исповедания" на греческий язык. Обращение Меланхтона к Константинопольскому патриарху Иоасафу. Безрезультатность первого контакта. Переписка лютеранских богословов Тюбингенского университета с патриархом Константинопольским Иеремией II. Причины неудачи второго контакта лютеран с Константинопольским Патриархатом. Контакты лютеран с РПЦ в прошлом и настоящем.



Рекомендуемая литература:

1. Арсеньев Н.А. Православная церковь и западное христианство. Варшава, 1924 г.

2. Барков И.В. Лютеранское учение по Шмалькальденским членам. Казань, 1915.

3. Магрет А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.

4. Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Москва. 1991.

5. Смирнин М.М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации. Москва, 1968.

6. Стуков Ф. Лютеранский догмат об оправдании верой. Казань, 1891.

7. Чанышев А.Н. Протестантизм. Москва, 1969.



4. Цвингли.

Краткие биографические сведения. Проповедь Цвингли в Цюрихе и распространение его идей в других городах Швейцарии. Война "лесных" и "городских" кантонов. Крайний рационализм Цвингли: взгляд на Евхаристию как на простое воспоминание Тайной Вечери. Цвинглианское понимание Евхаристии в современном протестантизме.



5. Кальвинизм или реформатство.

1. Краткие сведения о жизни и деятельности Кальвина. Вероучительные книги кальвинизма.

2. Сходство кальвинизма с лютеранством: учение о духовном бытии церкви и оправдании одной верой, отрицание Священного Предания и всей церковной традиции (призывание святых, почитание икон и других церковных святынь, молитвы за усопших и т.д.).

3. Отличительные особенности кальвинизма: учение о безусловном предопределении, учение о непреодолимом действии благодати Божией, взгляд на Евхаристию как на духовное общение человека с Богом.

4. Черты иудаизма и язычества в кальвинизме (избранничество и фатализм).

5. Распространение кальвинизма. Признание кальвинизма под именем пресвитерианства государственным исповеданием в Шотландии (1592 г.). Кальвинисты во Франции (гугеноты). Кальвинизм как идеология оппозиции королевскому абсолютизму во Франции. Гугенотские войны. Варфоломеевская ночь (1572 г.). Предоставление гугенотам религиозных и политических свобод (Нантский эдикт 1598 г.). Политика кардинала Ришилье и упразднение политических прав гугенотов ("Эдикт милости" 1629 г.).

6. Современное состояние кальвинизма.



Рекомендуемая литература:

1. Зноски-Боровский М., прот. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. Троице-Сергиева Лавра, 1991.

2. Огицкий Д.П., Козлов М., прот. Православие и западное христианство. МДА, 1995.

3. Поршнев Б.Ф. Кальвин и кальвинизм. Москва, 1958.

4. Чанышев А. А. Протестантизм. Москва, 1969.



6. Англиканство.

1. История отношений короля Иоанна Безземельного и папы Иннокентия III. Вассальная зависимость Англии от Рима и последствие этой зависимости для церкви Англии. Бракоразводный процесс короля Генриха VIII как повод для освобождения от подчинения Риму. Церковная политика Генриха VIII: сохранение догматической доктрины, иерархического устройства и литургических форм католической церкви с установлением супрематии короля над церковью Англии. Законодательная защита католической доктрины ("кровавый билль") и некоторые отступления от неё (отмена индульгенций, почитания икон, вопрос о национальном языке в богослужении). Экономичес­кие и политические причины упразднения монастырей. Секуляризация монастырских земель. Преследование сторонников реформации и папизма при Генрихе VIII как тенденция к образованию новой христианской деноминации.

2. Курс на реформацию при Эдуарде VI как стремление новой знати закрепить свое положение. Литургическая реформа ("Книга общих молитв") и составление 42-х вероучительных членов, их лютеранская направленность (учение об оправдании одной верой, признание только 2-х таинств, отрицание Священного Предания и т.д.).

Мария Тюдор и попытка реставрации католичества (восстановление власти папы, частичный возврат церковного имущества, преследование сторонников реформации).

Елизавета Тюдор, восстановление королевской супрематии и создание государственной церкви. Поставление Матфея Паркера и проблема апостольского преемства англиканской иерархии. Попытки Елизаветы примирить сторонников реформации и католичества. 39 вероучительных членов как выражение политики примирения. Нонконформисты (пуритане), их оппозиция новой церкви. Разделение пуритан на пресвитериан и индепендентов или конгрегационалистов. Принцип полной свободы конгрегации (прихода) в делах веры и устройства, провозглашенный индепендентами, как благоприятная основа для сектанства.

3. Упадок церковной жизни в Англии в ХVIII веке. Оксфордское движение как попытка возродить церковную жизнь, Пьюзеисты - выразители симпатий к православию. Ритуалисты. Различные течения внутри современного англиканства (высокоцерковники, низкоцерковники, широкоцерковники), их характеристики.

4. Отношение между РПЦ и англиканством в наши дни.



Рекомендуемая литература:

1. Васильев и Попов. Материалы по вопросу об англиканской церкви. Христианское чтение, 1897, П.

2. Воронов Л., прот. Вопрос об англиканском священстве.

Богословские труды - №3.

3. Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии. Москва, 1976.

4. Лепорский Б.И. Тридцать девять членов церкви английской. Христианское чтение, 1904, Х-ХI.

5. Соколов В.А. Реформация в Англии. Москва, 1881.

6. Фаррар Ф. Папские притязания на Англию. Христианское чтение, 1895, П.



7. Старокатоличество.

Провозглашение непогрешимости римского епископа на I-ом Ватиканском соборе. Оппозиция немецких богословов новому ватиканскому догмату. Съезд лидеров оппозиции в Нюренберге (1870) и образование старокатолического движения. Мюнхенский конгресс старокатоликов (1871 г.) и принятие программы (восстановление чистоты вероучения, восстановление церковного устройства, воссоединение с другими церквями). Кельнский конгресс (1872 г.) и вопрос о иерархии. Отношения старокатоликов с Утрехтской архиепископией. Диалог старокатоликов с протестантами и православием, в том числе с РПЦ.

Вероучительные особенности старокатоликов: отрицание примата и непогрешимости папы римского, filioque, марийных догматов, отношение к католическим "вселенским" соборам.



Рекомендуемая литература:

1. Лопухин А.П. История христианской церкви в XIX веке. Петроград. 1900.

2. Сергиенко А. Старокатоличество. ЖMП, 1970, № 8.

3. Старокатоличество и Православие. ЖМП. 1962, № 2.



8. Экуменизм.

1. Протестантская конференция в Эдинбурге по вопросам сотрудничества в области миссионерства (1910 г.) как начало экуменического движения. Два направления в экуменическом движении: "Вера и строй" и "Жизнь и деятельность". Первая экуменическая конференция с участием православных (Женева, 1920 г.).

2. Первоначальная позиция Русской Православной Церкви относительно экуменизма (по материалам Московского совещания 1948 г.). Вступление РПЦ в экуменическое движение (Дели, 1961 г.). Экуменическая трибуна - средство для свидетельства Истины со стороны Православных Церквей. Отношение православных к вопросу общения в таинствах (интеркомунион). Усиление синкретизма на VI Ассамблее экуменистов в Ванкувере (1983) и на VII Ассамблее в Канберре (1991 г.).



Рекомендуемая литература:

1. Исторический путь экуменизма. Вестник Русского западноевропейского Экзархата. 1955 г., № 23.
2. Деяния Совещания главы и представителей автокефальных Православных Церквей. Москва, 1948, 2 том.
 
« Пред.   След. »