Главная
Пятая ежегодная всеправославная конференция

Преподаватели Санкт-Петербургского Православного Института приняли участие в международной апологетической конференции, посвященной изучению новых религиозных движений и сект.

 С 24 по 27 сентября 2012 г. прошла  пятая ежегодная всеправославная конференция, имеющая апологетический и антисектантский характер.

 
 
 
Благодаря усердию организаторов собрание было  весьма представительным: 15 архиереев, 35 священников и около 50 мирян – все  они представители почти всех Поместных Православных Церквей.
 
В этом году конференция была организована в Сербии, в городе Нови Сад, что расположен в шестидесяти километрах от Белграда. Нельзя не отметить, что братский православный сербский народ принял участников  конференции с искренней христианской заботой, просто незабываемым образцом гостеприимства.
 
Тема  была выбрана еще на предыдущей конференции в Болгарии и сейчас носила наименование: «Гуруизм, деструктивные культы, личностные, духовные и социальные проблемы и их излечение».
 
 
 
 Конференция проходила под председательством архиепископа Кипрского  ХРИСТОФОРА.
 
Российская делегация состояла из 20 человек, в рабочею группу возглавил Александр Леонидович Дворкин, профессор ПСТГУ.
 
 
Санкт-Петербургская епархия была представлена несколькими священниками и мирянами, членами общественного апологетического движения «Ставрос», среди которых были: протоиерей Георгий Иоффе, председатель миссионерского отдела СПб епархии, священник Аркадий Северюхин, ректор СПбПИРиЦИ, священник Николай Святченко, сотрудник миссионерского отдела, преподаватель СПбПИРиЦИ и апологетических курсов «Ставрос».
 
 
В  третий день, завершающий работу конференции, сотрудником общественного апологетического движения «Ставрос» Артемием Григоряном было представлено сообщение о «гуруистическом» начале в Обществе Сторожевой башни. Проникновенное и глубокое сообщение Артемию удалось осуществить благодаря  собственному опыту нахождения в секте «Свидетелей Иеговы».
 
Конференция была активной -  многократные совещания, восемь докладов, обмен личным опытом и дискуссии по принятию итогового документа.
 
Тема конференции не проста, но актуальна. «Гуруизм» не  является термином, который использовали отцы древней церкви в своих  богословских трудах, однако отметим, что участники форума говорили о том, что гордость и духовное обольщение, овладевая человеком, порождают  как бесчинные собрания, так расколы и ереси.
 
Предположительно следующая конференция пройдет в Румынии или Казахстане.
 
 
 
Представителями  Санкт-Петербургской епархии   была предложена тема следующей встречи, которая бы имела практическую направленность.
 
 
Будем молиться браться и сестры, чтобы Господь и далее собирал чад Своих вместе, да спасет всякого человека искренне ищущего Истину.
 
 
Священник Николай СВЯТЧЕНКО
 
 
 
 
 Ниже вы можете просмотреть фоторепортаж и прочитать некоторые цитаты с конференции:
 
«Слово «гуру» (учитель)  пришло к нам из некоторых восточных религий, в частности индуизма. В отдельных восточных религиозных конфессиях прямо дают понять, что если у адепта нет гуру, значит он ноль без палочки, и  никаких духовных высот ему не достигнуть – пропадет. В этом смысле восточные религии некоторым образом напоминают тоталитарные секты, лидеры которых возводят себя в ранг гуру. Так, в одной из кришнаитских книг написано, как ученик должен относиться к своему учителю.  Повергнувшись перед ним ниц, он произносит следующие слова: «Ты — это мое духовное солнце, а я — ничтожная искра Твоего сияния; Ты — мой Господь, а я — Твой слуга навечно. Нектар Твоих лотосных стоп опьяняет все мои чувства, и я полагаюсь лишь на беспредельную сладость Твоего Святого Имени. Что я, падший, могу сказать по своему собственному разумению? Я здесь лишь для того, чтобы исполнять Твою волю. Я испытываю великое удовлетворение, произнося слова, которые Ты вложишь мне в уста. При этом я даже не буду задумываться над тем, правильны они или нет».
 
 
 
«Если религия (в ее подлинном смысле) характеризуется стремлением к связи с Богом, то в секте все начинается с лидера и им же заканчивается, все зацикливается на нем. Никакой связи с Богом (каким сектанты его себе представляют) помимо лидера в секте нет и быть не может. Такую роль играет гуру почти в каждой секте», - пишет в своей книге «Сектоведение» профессор Александр Леонидович Дворкин.
 
 
 
«Ярким примером такого духовного гуру можно считать Константина Руднева, или как он сам себя называет Большого Шамана Алтая Богомудра Алтая Кагана, организатора тоталитарной секты «Ашрам Шамбалы» со своим автобиографическим «священным писанием» под названием «Путь дурака». Чтобы не говорил автор «Пути дурака» своим последователям – абсолютно всё ими воспринимается на веру. Говорит, что он – «эмбрион, попавший на землю через НЛО» - верят, говорит, что он «пришелец с Сириуса» - верят, говорит, что он «Второй Мессия» - снова верят. А как же не верить – он же гуру!»
 
 
 
«Или Сергей Тороп, он же Виссарион – основатель деструктивной секты «Церковь последнего Завета» - также хороший пример гуру, который объявил 1995-й год годом наибольшего Хаоса, во время которого во Франции произойдет военный переворот и с территории этой страны будут запущены 7 ядерных ракет, 3 из них по России. Он также заявлял,  что 2000-й год – это пиковое состояние разрушения на Земле. К этому времени большую часть планеты якобы засыплет песком, останется  лишь несколько зелёных оазисов и конечно главный – Восточная Сибирь, где под красноярском находится построенный сектантами город Солнца. Естественно, ничего этого не произошло, хотя адепты Торопа верили всему, что им говорил их учитель, и верят всему, что он говорит им сейчас, несмотря на то, что для других людей совершенно очевидна вся лживость заявлений красноярского гуру.»
 
 
 
«К большому сожалению, приходится признать, что гуруизм периодически проявляет себя и в Православной Церкви. Здесь гуруистические настроения обусловлены появлением так называемых псевдостарцев, мнения которых для их последователей становятся важнее, чем слова Священноначалия, Священного Писания и Предания. Так на приходах образуются группы, по сути напоминающие секту, которую возглавляет человек, пораженный язвой гордости, желанием властвовать на людьми или просто сумасшедший, которому необходима медицинская помощь.  В любом случае гуруизм в Церкви – это явление несомненно демоническое, управляемой сатаной.»
 
 
 
«Покойный ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий IIочень серьезно относился к этой проблеме. Он говорил: «Некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких "старцев". Критикуя Священноначалие, они, в отличие от духоносных отцов прошлого и настоящего, критикой пытаются привлечь к себе внимание и таким образом создать себе авторитет. Как правило, непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого "старца" совершить любое дело, каким бы незначительным оно ни было. Человек, таким образом, лишается той благодатной свободы воли, которая ему дарована Богом. Для подтверждения своей правоты они неправомочно используют ссылки на творения святых отцов, профанируя их великое делание и извращая само понятие старчества… Отдельные же современные "старцы" (а вернее их будет называть "младостарцами"), не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся неудобоносимые бремена (Лк. 11:46), применяют в своей пастырской деятельности штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам, по большей части духовно еще не окрепшим, формы духовного руководства, уместные только в монашестве». 
 
 
 
«К сожалению, такие псевдо духовники, искажая древнюю только лишь монастырскую практику, начинают заниматься духовничеством по своему произволу, требуют себе беспрекословного послушания. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, такое «старчество» есть «душепагубное актерство и печальнейшая комедия», суть которого «самообольщение и бесовская прелесть».
 
 
 
«Гуруизм – это искажение православного взгляда на спасение. Это искажение самого Православия. «Православный» гуру может превосходно знать ход службы, бесконечно ссылаться на богодухновенные труды святых отцов, но делать это он будет не во славу Святой Церкви, не на Её благо, и не во спасение души христианской, а в свою пользу. Он заслоняет собой Христа. О чем бы он ни говорил, он все извращает, все превращается в ложь. «Послушание выше поста и молитвы», - в их устах эти святые истины духовно выхолащиваются, превращаются в грубые установки к действию, за которыми нет высокой духовности, а только мрак бесовский.»
 
 
 
«Некоторые современные «милые, понимающие духовные учителя» заводят своих чад в такие дебри оккультизма, откуда потом также трудно выбраться. Начинаться может с «безопасных» для души гомеопатии и восточных псевдомедицинских практик (иглоукалывание), йоги, а заканчиваться смешиванием христианства с астрологией или экстрасенсорикой, которые якобы имеют рациональное зерно и которые неверно рассматривать только негативно.»
 
«Есть и такие «старцы», которые якобы заботясь о спасении души своих духовных чад, благословляют их бросать работу, оставлять квартиры, дома и «спасаться» вдали от цивилизации в тайге, в болотах. Сами же они, если находятся в здравом уме, за своими духовными чадами не следуют. Сегодня мы уже знаем о «самарских отшельниках», «пензинских затворниках», о религиозной общине в поселке Гореловка Томской области. Об этом писали газеты, говорили на ТВ. А сколько еще подобных случаев, о которых никому не известно?»
 
«Дело в том, что изначально бесовской прелестью могут быть опутаны прихожане, пребывающие в бесконечном поиске духоносных старцев. Нужно ли говорить, что таких людей –  духоносных старцев – единицы, однако при большом желании – как говорится – их можно «отыскать» внутри каждого прихода. Хорошо, если священник сразу определит нездоровый духовный настрой таких прихожан и вразумит. Но ведь может и сам попасть на крючок, возомнив себя таким старцем, и пойти на поводу у духовно поврежденных людей. То есть и сам духовно повредится, станет марионеткой врага рода человеческого.»
 
 
 
«Безбожники потом часто вопрошают люди потом будут вопрошать, со стороны глядя на христиан во главе с таким псевдостарцем, чем, мол, они отличаются от секты. И будут правы.  Профессор Дворкин в одном из своих интервью подтверждает, что от таких перегибов в сторону секты не застрахованы и члены традиционных для России конфессий, в том числе православные христиане. Гуруизмом, по его словам, могут быть заражены целые приходские общины.»
 
 
 
«С точки зрения Православия - безумны не только псевдо учителя, но и те люди, которые, видя откровенную нелепость, ложь, а зачастую и насилие, могли убедить себя в "высокодуховности" своих руководителей. Безумие - болезнь нашего века, болезнь, в основе которой лежит безбожие, суеверие и дремучее невежество "просвещенного" современного человека. Как не тут не вспомнить слова Апостола Павла: «Будет то время, егда здравого учения не послуша­ют, но по своих похотех изберут себе учители, тешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к басням укло­нятся» (II Тим. 4,3).
 
 
 
«Добавлю еще известные слова Схиархимадрита Авраама (Рейдмана), духовника Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской пустыни: «Почему-то считается, — конечно, негласно, — что, приходя в Православную Церковь, человек должен совершенно перестать думать. Часто даже интеллигентные люди, когда заходит речь о духовных предметах, становятся по уму словно малые дети. Между тем, святой апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14, 20). И святые отцы называют мудрость, или духовное рассуждение, высшей добродетелью. В чем же она состоит и на чем основана? На следовании не нашим мнимым наитиям или даже подлинному духовному опыту (поскольку он неполный), а Божественному Откровению, заключенному в Священном Писании и Предании, то есть в Библии и святоотеческих творениях, без которых и Библию правильно понять невозможно». То есть нужно читать и читать Книги Священного Писания, и тогда и станут понятны слова Апостола, который  предупреждает: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». И в другом месте:«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин.4:1); «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13:5). Святитель Игнатий Брянчанинов  также остерегает христиан от человекопочитания (гуруизма): «Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела». Об этом предупреждают и преподобный Пимен Великий, и преподобный  Иоанн Кассиан Римлянин, и многие другие святые. Конечно, по слову Господа, в мире надлежит быть искушениям, соблазнам, но главное оружие против искушений, как говорит святитель Иоанн Златоуст – рассудочность! Заблуждаться в этом от­ношении опасно: старая и новая церковная история показывает нам, как целые группы ушли в раскол или ересь уверенные в том, что их лидер непогрешимый «старец».
 
 
 
 
P.S. Чтобы принять разумное решение, нужно научиться критически мыслить. От этого умения, если хотите, зависит выживание человека в современном мире. Люди ничтоже сумняшеся, на удивление легко поддаются даже на самые нелепые уловки, позволяя негодным людям уводить себя в псевдодуховное и физическое рабство.  Ну,  представьте себе, как развернулись бы события, если бы адепты Джима Джонса (организатора печально известной тоталитарной секты, члены которой – а это несколько сотен человек! - совершили массовое самоубийство в конце 70-х годов) спросили его: "Почему?"... Но они не спросили. И стали жертвами абсолютного повиновения своему гуру. Они не были способны критически мыслить, прося у Богу мудрости, и указания пути.
 
И теперь они мертвы.
 
comments powered by Disqus
 
« Пред.   След. »