Патрология - важнейшая учебная дисциплина для будущих выпускников Санкт-Петербургского института религиоведения и церковных искусств. Стоит задача не только читать и любить Святых Отцов, не только изучать их наследие, как изучают музейные экспонаты или архивные документы, но и мыслить по-святоотечески. Иными словами, задача курса научиться применять то, что говорили древние Отцы, к сегодняшнему дню, рассматривать современные проблемы через призму святоотеческого опыта. Надо отдавать себе отчет в том, что далеко не на все вопросы, волнующие человечество в XX веке, можно найти ответы в сочинениях древних Отцов. Поэтому важно усвоить дух святоотеческого богословия, а не только его букву.
Успеху христианства в IV веке во многом способствовало умение Отцов Церкви того периода говорить на языке своего времени, отвечать на вопросы, которые ставила перед ними жизнь. Святоотеческое богословие не было "устаревшим": оно шло и развивалось в ногу со временем. Оно не было отвлеченным теоретизированием, не было абстрагированным от того, чем жили люди. Относительный неуспех христианской миссии в современном мире во многом связан с тем, что богословие развивается по своим законам, а жизнь мира идет своим чередом. Богословие превратилось в оторванную от реальности науку, которой интересуются только "специалисты".
И конечно, задача курса научить выпускников института не только мыслить, но и жить по-святоотечески. Это задача глобальная, задача всей жизни. Но первые шаги на этом поприще могут быть сделаны уже во время обучения в институте.
Введение
1.1. Патрология как научно-богословский предмет. Содержание патрологии. Задачи патрологии. Значение патрологии. Отношение патрологии к другим научно-богословским предметам.
1.2. Понятие, о святых отцах, церковных писателях и учителях Церкви. Авторитет святых отцов.
1.3. Методы, патрологии и научно-исследовательская работа патролога. История патрологии. Русская патрология. Периодизация курса патрологии. Основные учебные курсы и пособия.
ДОНИКЕЙСКАЯ ЭПОХА (I-III вв.)
2.1. Понятие о мужах апостольских и их творениях (святитель Климент, епископ Римский; священномученик Игнатий, епископ Антиохийский; священномученик Поликарп, епископ Смирнский, Учение двенадцати апостолов, послание Варнавы, "Пастырь" Ерма, епископ Иерапольский Папий).
2.2. Учение двенадцати апостолов (кон.I - нач.II). Открытие в 1883 г. Содержание: путь жизни и путь смерти. Основные черты:
а) нравственно-практический характер;
б) сведения о апостолах, пророках, учителях, епископах и диаконах;
в) эсхатология, черты хилиазма.
3.1. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (†107, память 20 декабря). Жизнеописание, характерные черты личности. Послания святителя Игнатия; особенности трех редакций.
3.2. Догматическое содержание Посланий святителя Игнатия: отношение к Ветхому Завету; христология; особенности учения о Церкви и епископе; кафоличность (единство земной и небесной Церкви).
4.1. Понятие о раннехристианских апологетах и их творениях (Кодрат, Аристид, Послание к Диогнету, Аристон Пеллейский, святой мученик Иустин Философ, Татиан, Афинагор, епископ Антиохийский Феофил, Ермий философ, Марк Минуций Феликс).
4.2. Святой мученик Иустин Философ (†166, память 1 июня). Жизнеописание. Творения: "I апология против язычников" (ок. 152-153). "2 апология против язычников" (ок. 152-153), "Диалог с Трифоном иудеем" (после 153).
4.3. Учение святого Иустина Философа: отношение к древней философии; учение о Боге; учение о Логосе и Святом Духе; учение об ангелах и злых духах; учение о cпасении; эсхатология. 5.1. Гностицизм и борьба Церкви против него.
5.2. Священномученик Ириней, епископ Лионский (135 - †202, память 23 августа). Жизнеописание. Творения: "Обличение и опроверже-ние лжеименного разума" (ок. 180-190), "Доказательство апостольской проповеди" (ок. 190-200).
5.3. Учение святого Иринея: источники вероучения; доказательство апостольского происхождения церковного предания; учение об апостольских Церквах и епископе; учение о Логосе; учение о спасении; эсхатология.
6.1. Расколы и борьба Церкви против них.
6.2. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (ок. 200 - †258, память 31 августа). Жизнеописание. Творения: 1) апологетические; 2) догматические; 3) канонические; 4) нравственные - (трактаты); 5) письма.
6.3. Учение святого Киприана: учение о единстве Церкви; кафоличность (единство поместных Церквей); учение о епископе; отношение к вопросу о принятии падших и крещении еретиков; средства искупления грехов.
7.1. Возникновение христианской науки и христианской философии.
7.2. Климент Александрийский (ок. 150 - † после 216). Жизнеописание. Сочинения: 1) Трилогия - Увещатель, Педагог, Строматы (Учитель); 2) экзегетические (ипотипосы); 3) гомилитические; 4) канонические ("пасхалисткие").
7.3. Учение Климента Александрийского: отношение к древней философии; вера и гнозис в отношении к двум ступеням знания и морали; учение о Боге; учения о Логосе и личности Христа; аллегоризм (творения мира, грехопадение); эсхатология (отрицание хилиазма и вечности мучений).
8.1. Ориген (182 - †251). Жизнеописание. Сочинения: 1) библейско-критические; 2) библейско-экзегетические; 3) догматические ("О началах"); 4) апологетические ("Против Цельса"); 5) Нравственные ("Увещание к мученичеству"); 6) письма. 8.2. Учение 0ригена. Метод - правило веры. Учение о Боге. Учение о Логосе и Сыне Божием. Христология. Учение о Святом Духе. Субординационизм. Космология. Учение о спасении. Эсхатология (апокатастасис). Наследие Оригена, в последующее время и его оценка.
ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (IV - VIII вв.)
9.1. Тринитарные споры IV века.
9.2. Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский (298 - †373; память 2 мая). Жизнеописание. Творения: 1) апологетические ("Слово о воплощении Бога Слова"); 2) догматико-полемические ("Четыре слова против ариан", "Четыре послания к Серапиону, епископу Тмуитскому"); 3) историко-полемические; 4) экзегетические; 5) аскетические (Житие преподобного Антония Великого); 6) пасхальные письма.
9.3. Учение святителя Афанасия Великого. Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность = ипостась, единосущие - подобносущие; единоначалие, рождение, исхождение. Космология (Божественный мир идей, Логос). Сотериология (сотворение первых людей и их грехопадение, обожение человеческой природы в лице Искупителя и обожение искупленных).
10.1. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (315 - †386, память 18 марта). Жизнеописание. Творения: Катехизические беседы; Беседа о расслабленном; Послание к императору Констанцию о явлении Креста.
10.2. Учение святителя Кирилла Иерусалимского. Особенности его учения о Пресвятой Троице в качестве предшественника новоникейцев (терминология). Учение о личности Христа и совершенном Им искуплении (параллелизм грехопадения и искупления). Оглашения и таинства Церкви по свидетельству святого Кирилла.
11.1. Святитель Василий, архиепископ Каппадокийский (330 - †379; память 1 января). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: 1) догматические ("Против Евномия", "О Духе Святом"); 2) экзегетические ("Шестоднев"); 3) аскетические ("Нравственные правила"); 4) гомилетические; 5) письма.
11.2. Учение святителя Василия Великого. Источники богопознания (Писание, Предание, естественное откровение). Нравственное условие богопознания. Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология святого Василия как главы новоникейцев: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие (полемика с Евномием); отчество, сыновство, святыня. Учение о творении мира, ангелов и человека.
12.1. Святитель Григорий, архиепископ Назианзинский (330 - †383; память 25 января). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: 1) догматические ("Пять слов о Богословии"); 2) пасторологические ("Защитительное слово по поводу бегства в Понт"); 3) гомилитические; 4) письма ("Послание к монаху Евагрию о Божестве"); 5) стихотворения.
12.2. Учение святителя Григория Богослова. Богословие и вера простых. Условия богопознания (отречение от чувственного, собранность ума, освобождение от мирских забот). Богопознание (полемика с Евномием). Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), лицо, единосущие (полное подобие по существу); нерожденность, рожденность, исхождение. Доказательство единства Лиц Троицы. Учение о Святом Духе. Христология. Христологическая терминология: две при-роды, одна Ипостась; существенное соединение природ. Полемика с Аполлинарием. Сотериология (цель воплощения, значение смерти Христа). Эсхатология (очистительное действие адского огня).
13.1. Святитель Григорий, епископ Нисский (ок. 332 - † после 394, память 10 января). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: 1) экзегетические ("О устроении человека", "О шестодневе"); 2) догматические ("Большое огласительное слово", "Против Евномия", "К Авлалию, о том, что не три Бога"); 3) нравственно-аскетические; 4) проповеди; 5) письма.
13.2. Учение святителя Григория Нисского. Состав догматической системы. Учение и богопознании (непостижимость существа, познаваемость в деятельности; три ступени богопознания). Учение о Боге (философский характер). Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие; нерожденность, единородность, происхождение от Отца чрез Сына. Новое в доказательстве единства Лиц Троицы. Учение о творении мира, человека (двуэтапность). Христология. Христологическая терминоло-гия: единая ипостась, двуэтапность ипостасного единства. Сотериология: обожение, теория выкупа и обольщения сатаны. Эсхатология: апокатастасис; воскресение тел; очистительное действие адского огня; спасение диавола.
14.1. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (ок.344 - †407; память 13 ноября). Жизнеописание, харак-терные черты личности. Творения: 1) экзегетические (Бытие, Псалмы, Евангелие от Матфея, от Иоанна, Деяния, Послания апостола Павла); 2) нравственно-аскетические; 3) пасторологические ("Шесть слов о священстве); 4) проповеди; 5) письма ("К Олимпиаде").
14.2. Нравственный характер творений святого Иоанна 3латоуста. Учение о пастырстве.
15.1. Западные отцы Церкви: святитель Иларий, епископ Пиктавийский †368; святитель Амвросий, епископ Медиоланский †397; блаженный Иероним Стридонский †420.
15.2. Блаженный Августин, епископ Иппонийский (354 - †430, память 15 июня). Жизнеописание. Творения: 1) апологетические ("О граде Божием");
2) экзегетические; 3) догматические ("Против Пелагия", "О Троице");
4) автобиографические ("Исповедь", "Отречение").
15.3. Учение блаженного Августина. Доказательство бытия Божия. Особенности учения о Боге как существе простом. Учение о Пресвятой Троице: единство и различие Ипостасей; обоснование тройственности Лиц Божества (память, интеллект, воля) - начатки «Филиокве». Полемика с пелагианами и учение о благодати и предопределении ко спасению. Учение об отношении Церкви и государства.
16.1. Христологические споры V-VI вв. Несторианство и монофизитство.
16.2. Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский (ок. 380 - †444; память 9 июня). Жизнеописание и характерные черты личности. Творения: 1) экзегетические ( двенадцать малых пророков, Исайя, Евангелие от Иоанна, от Луки, "О поклонении в Духе и Истине"); 2) догматические ("Сокровищница", "О святой и нераздельной Троице", двенадцатъ анафематизмов против Нестория, "Слово против нежелающих исповедовать Святую Деву Богородицей", "Что един Христос", послания к Несторию, к Иоанну Антиохийскому); 3) апологетические ("О святой религии христианской против безбожного Юлиана").
16.3. Учение святителя Кирилла Александрийского. Христология: "Слово стало плотью"; Христос - новый Адам; приобщение Христу в таинстве Евхаристии; искупительное значение смерти Бога воплотившегося, христологическая терминология святителя Кирилла: ее достоинства ("ипостасное единство") и недостатки ("единая природа"). Христологическая терминология 431 г., 433 г., 451 г.
17.1. Ареопагитики (нач. VI). Состав: 1) "О небесной иерархии ", 2) "О церковной иерархии", 3) "Об именах Божиих", 4) "Таинственное (мистическое) богословие", 5) собрание 10 писем к разным лицам на догматические темы. Характер памятника (неоплатонизм и христианство). Трудности атрибутики. Значение Ареопагитик и их историческое влияние.
17.2. Учение Ареопагитик: богопознание (апофатическое и катафатическое богословие). Миропорядок. Таинственное устройство Церкви.
18.1. Христологические споры VII в. Монофелитство.
18.2. Преподобный Максим Исповедник (ок. 580 - †662, память 13 августа, 21 января). Жизнеописание. Творения: 1) экзегетические ("Вопросоответы к авве Фалассию", "Вопросоответы к Феопемпту схоластику", "Краткое изложение молитвы Господней"); 2) аскетические ("Слово подвижническое", "Четыресотницы глав о любви", "Двести глав богословских", "Иные главы 243"); 3) истолковательные ("Тайноводство", схолии к Ареопагитикам и святому Григорию Богослову); 4) догматико-полемические (послания против монофизитства; "Диспут с Пирром", "О двух волях Христа, Бога нашего", послания против монофелитства).
18.3. Учение преподобного Максима Исповедника. Космология: учение о Логосе; концепция творения мира противоположная оригенистической (платонической). Смысл и образ существования. Христология: учение о двух естественных волях во Христе. Естественная (природная) и гномическая (избирающая, личностная) воли. Антропология: человек как микрокосм; греховность; крещение - новое рождение; аскеза; созерцание и соединение со Христом. Эсхатология: всеобщее восстановление; обожение по благодати и соединение без благодати.
19.1. Иконоборство.
19.2. Преподобный Иоанн Дамаскин ( ок. 675 - † ок.749, память 4 декабря). Жизнеописание. Творения: 1) догматико-систематические ( "Источник знания"); 2) догматико-полемические ("Три слова против порицающих иконы", 730);
3) гимнографические (каноны, Октоих).
19.3. Преподобный Иоанн Дамаскин как богослов-систематизатор. Учение об иконопочитании. Терминология: служение и поклонение.
ЭПОХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ СОБОРОВ (IХ-ХIV вв.)
20.1. Характерные черты святоотеческих творений в IХ-ХIV вв.
20.2. Преподобный Симеон Новый Богослов. (949 - †1022, память 12 марта). Жизнеописание. Творения: 1) Катехизические слова к монашествую-щим; главы; слова; 2) гомилитические; 3) гимны.
20.3. Учение преподобного Симеона Нового Богослова об обожении. Аскеза и таинства Церкви.
21.1. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (1296 - † ок.1359, память 14 ноября и во 2-ю неделю Великого Поста). Жизнеописание. Творения: 1) догматические ("Слова" и письма на тему о Филиокве); 2) догматико-полемические ("В защиту священнобезмолствующих" - три триады против Варлаама; "Святогорский Томос", трактаты против Акиндина и Григоры о Божественных энергиях); 3) аскетические ("Житие преподобного Петра Афонского"); 4) гомилетические (проповеди на воскресеные и праздничные дни).
21.2. Учение святителя Григория Паламы. Учение о Боге: сущность и деятельность. Энергии Божии. Фаворский свет. Благодать. Богопознание: созерцание в молитве; возможностъ причастности Божескому естеству. Реализм и номинализм. Учение о человеке: образ Божий; значение тела человека.
22.3. Обзор развития аскетической письменности в IV-ХIV вв: ранние сборники ("Лавсаик" еп. Палладия - ок. 420, "История боголюбцев" блаженного Феодорита - ок. 440, "Луг духовный" Иоанна Мосха); Евагрий (IV); преподобный Ефрем Сирин (†ок. 373-379, память 28 января); преподобный Нил Синайский (нач.IV, память 12 ноября); преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (†435, память 29 февраля); преподобный авва Дорофей (†620, память 5 июня); преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (VI, память 6 февраля); преподобный Иоанн Лествичник (†649, память 30 марта); преподобный Исаак Сирин (VII, память 28 января); преподобный Феодор Студит (†826, память 11 ноября); творения исихастов (ХIV).
22.4. Порядок чтения и условия усвоения аскетических творений. "Добротолюбие".
БИБЛИОГРАФИЯ:
Курсы лекций:
1. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях). М., 1994.
2. Киприан архимандрит (Керн). Золотой век святоотеческой письменности (жизнь и учение восточных отцов IV века). Париж, 1967.
3. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие (конспекты лекций). Вильнюс, 1992.
4. Попов И.В. Курс лекций по Патрологии. Сергиев Посад, 1916.
5. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992.
6. Флоровский Г.В. Восточные отцы V - VIII века. М., 1992.
7. Епифанович С.Л. Патрология. Церковная письменность I-III веков. Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910-1911 учебном году. Ркп МДА. (Подготовлены под ред. Муравьева Н.И. в 1951 г.)
8. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994.
Дополнительная литература:
Проф. прот. П.В. Гнедич. Конспект лекций по Патрологии для П-го курса Академии. МДА, 1962/63 уч. год. Машинопись. 142 с.
Проф. Попов И. Конспект лекции по Патрологии. Сергиев Посад, 1916, 254 с.
Проф. Сагарда Н.И. Лекции по Патрологии, читанные 70-му курсу студентов СПб Духовной Академии в 1911/12 учебном году. СПб., 1912. Машинопись. 9+1050 с.
Проф. Епифанович С.Л. Патрология. (Церковная письменность I-III веков). Курс лекции, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910/11 уч. г. (Изданы под редакцией доц. МДА Муравьева Н.И.)
4.1. Введение. Загорск. Троице-Сергиева Лавра, МДА, 1951, 57 с.
Ч.П. Письменность Мужей апостольских. Загорск. Троице-Сергиева Лавра. МДА. 134+П с.
Ч.1П. Отд. 1. Апологетическая литература II в. Загорск, ТСЛ, МДА, 143+П с.
Ч.Ш. Отд. 2. Борьба Церкви с ересями во II веке. 54 с.
Ч.IV. Христианская наука (III в.). 94 с. (Машинопись).
Архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Т. I. СПб., 1882, ХХ+205+Ш с.
Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1982, 359 с.
Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви. (Раскрытие Православия в их творениях). Париж. ИМКА-ПРЕСС, б.г., 270 с.
Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Пер. с ант. А.П. Лопухина. T.I. Петроград, 1902, 672+XXXIVc.
Пономарев С. Св. отцы Церкви. Их жизнь и писания. Ч. I. СПб., 1901, 186 с.
Гусев Д. Чтения по Патрологии. Период христианской письменности с половины II и до начала IV века. Общий очерк. Казань, 1898, 38 с.
Прот. Благоразумов Н. Святоотеческая хрестоматия с предварительными общими церковно-историческими очерками и частными биографическими и библиографическими сведениями о св. отцах и учителях Древне-Вселенской Церкви. Учебное историко-богословское пособие преимущественно для воспитанников дух. семинарий и вместе книга для общего религиозно-нравственного чтения. М., 1883, 603 с.
Поторжинский М.А. Святоотеческая хрестоматия с биографическими сведениями о св. отцах-проповедниках Вселенской Церкви и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них. (Пособие к изучению истории христианской церковной проповеди). Киев, 1877, V+298 с.
Проф. БарсовН. История первобытной христианской проповеди. (До IV века). СПб., 1885, VIII+371+28+III с.
Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов Церкви. Пер. с нем. с предисловием С.Н. Булгакова. М., 1913,Х+ЗЗЗс.
Проф. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. I. Тринитарный вопрос (История учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1906, 652+IV с.
Минин П. Главные направления древне-церковной мистики. Сергиев Посад, 1915, 87 с.
Закон Божий. Пятая книга о Православной вере. ИМКА-ПРЕСС, Париж, 1958, 350 с.
Прот. Иванцов-Платонов А.М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. Ч. I. M., 1877, VII+351 с.
Проф. Болотов В.В. Лекции по Истории Древней Церкви. Т. 2. История Церкви в период до Константина В. Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. СПб., 1910, XVIII+474 с.
б) МОНОГРАФИИ. СТАТЬИ ОТДЕЛ I. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ
Проф. Гусев Д. Чтение по Патрологии. Вып. 1: Введение в Патрологию и век Мужей апостольских. Казань, 1895, 278 с.
Проф. Писарев ЛИ. Очерки из истории христианского вероучения патриотического периода. Т. I. Век Мужей апостольских (I и начало II века). Казань, 1915, XVI+673+ХХП+П с.
ОТДЕЛ П. АПОЛОГЕТЫ
Проф. Скворцов К. Философия отцов и учителей Церкви. Период апологетов. Киев, 1868, XVI+364 с. Покровский А. Философ Аристид и его недавно открытая апология. (Историко-критический очерк). Сергиев Посад, 1898, 52 с. Оттиск из «Богослов. Вести», 1898, №№4, 6.
Мироносицкий П. Афинагор, христианский апологет II века. Казань, 1894, 276+IV с. Гусев Д. Св. Иустин мученик и философ. Казань, 1898, 63 с. (Чтения по Патрологии).
Н.Л. Очерк существующих в цековно-исторической литературе суждений о богословских воззрениях св. Иустина мученика. «Чтения в общ. любит, дух. просвещ », 1881, ч. II, с. 495-528, 562-597.
Гусев Д. Св. Феофил Антиохийский. Восьмой выпуск патрологич. отдела журнала «Православный Собеседник», Казань, 1898, 26 с.
ОТДЕЛ III. БОРЬБА ЦЕРКВИ С ГНОСТИЦИЗМОМ
Федченков С.А. Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность. Сергиев Посад, 1917, ХХ+552 с.
Проф. Сагарда Н. Новооткрытое произведение Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». СПб., 1907, 72 с. Извл. из «Хр. Чт.», 1907.
Писарев Л. Святой Ипполит, епископ Римский. Очерк его жизни и литературной деятельности. Казань, 1898, 48 с.
Певницкий В.Ф. Святой Ипполит, еп. Римский и дошедшие до нас памятники его проповедничества. ТКДА, 1885, янв., с. 50-83; фев., с. 179-221.
ОТДЕЛ IV. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО БОГОСЛОВИЯ
А. СЕВЕРО-АФРИКАНСКАЯ ШКОЛА
Попов И.В. Тертуллиан (Опыт литературной характеристики). Сергиев Посад, 1893, 38 с.
Штернов Н. Тертуллиан, пресвитер Карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности. Курск, 1889
Гусев Д. Тертуллиан, пресвитер Карфагенский. Очерк его литературной деятельности. I. Апологетические и полемико-догматические сочинения Тертуллиана. II. Нравственно-практические сочинения Тертуллиана. Казань, 1898, 66 с.
Щеглов Н. Апологетик Тертуллиана. Библиографическое исследование. Киев, 1888,11+213 с.
Щеглов Н. Тертуллиан и его две книги ад нацыос. ТКДА, 1876, т. III, июль, с. 3-66; авг., с. 277-308.
Молчанов А. Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви. «Правосл. Собесед.», 1888, фев. с. 157-182; март с. 328-395; апр. с. 500-573; май с. 8-35; июнь с. 127-183; июль с. 237-259; авг. с. 363-379; сент. с. 3-20: окт. с. 190-217; дек. с. 413-448.
Б. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА
Миртов Д. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб., 1900, XIII+230 с.
Болотов Василий. Учение Оригена о Святой Троице. СПб., 1879, V+452 с.
Свящ. Малеванский Г. Догматическая система Оригена. ТКДА, 1870, №1, с. 76-148; №2, с. 293-401; №3, с. 513-610; №4, с. 3-107; №5, с. 245-323; №6, с. 495-567; №7, с. 3-82. О трудах Оригена в изъяснении Новозаветных книг Священного Писания. «Прибав. к твор. св. отцов в рус. пер.», 1861, ч. 20, с. 100-144.
Певницкий В. Ориген и его проповеди. ТКДА, 1879, №2, с. 161-203; №11, с. 295-340 (характеристика проповедей Оригена); 1880, №3, с. 395-439; №4, с. 523-563.
Свящ. Дружинин А. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, еп. Александрийского. Казань, 1900, 356+VI с.
Проф. Сагарда Н.И. Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие. Патрологическое исследование. Пг., 1916, VI+643 с.
Певницкий В.Ф. Св. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, и приписываемые ему проповеди. ТКДА. 1884, март с. 339-387.
Архиеп. Михаил (Чуб). Извлечение из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия. (Рус. пер. и предисловие еп. Михаила). БТ, №2, 1961, с. 143-206.
Архиеп. Михаил (Чуб). Святой священномученик Мефодий и его богословие. БТ, №10, 1973, с. 7-58; №11, 1973, с. 5-54.
Архиеп. Михаил (Чуб). К вопросу об источниках боголовия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия. БТ, №13, 1975, с. 172-180.
Архиеп. Михаил (Чуб). Предание Церкви в богословии св. Мефодия. БТ, №14, 1975, с. 126-133.
Архиеп. Михаил (Чуб). Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия. БТ. №14. 1875, с. 134-143.
Источники
1. Святой Григорий Чудотворец святой Мефодий Олимпийский Творения М., 1996
2. Евсевий Памфил Церковная история М., 2001
3. Св. Ириней Лионский Творения М., 1996
4. Иустин Философ и мученик Творения М., 1995
5. Св. Киприан Карфагенский Творения М., 1999
6. Климент Александрийский СтроматыМ., 2003
7. Писания мужей апостольских М., 2003
8. Раннехристианские Отцы Церкви Антология Брюссель, 1978
9. Сочинения древних христианских апологетов СПб, 1999
10. Тертуллиан О душе СПб, 2004
11. Тертуллиан творения в 2-х т. Киев, 1910-1912
|