Главная
Основные способы построения личного письма в иконописи

  Юрий Анатольевич  Пименов

  Основные способы построения личного письма в иконописи на основе реставрационного изучения

 

 

 

   

  В данной статье будет кратко рассмотрена техника приемов «личного» письма в иконописи и, по возможности, прослежен переход этих приемов из одной техники в другую.

  Работа основана на изучении памятников искусства рассматриваемого времени, трудов практических реставраторов и историков искусства. Сказанное о научных методах исследования древней живописи ни в коем случае не отменяет изучения древних трактатов, которые в основе своей точно описывают последовательность и назначения процессов. 

   Техника приемов иконописи обусловлены художественными намерениями. Наложение теней или светов с определенным числом слоев одинаковых красок могло создать и сильную пластическую моделировку и почти плоскостное строение формы, в зависимости от того, в какой градации или светлоте брались краски
           
   В развитии иконы мы встречаемся с большим количеством техник, различающихся между собой неодинаковым расположением и наложением красочных слоев, различных способов живописно-технических вариантов. В результате изучения, в частности при помощи рентгеновских лучей, удалось проанализировать разнообразнейшие технические приемы письма. 
 

Бессанкирный способ
 
Суть его в том, что моделировка, построение формы (лика) ведется тонким, полупрозрачно положенным слоем обобщающего тона на выпуклых участках лика (лоб, скулы). При этом краска ложится по белому грунту. Данный способ можно рассмотреть на примере иконы «Ангел Златые власы». Отсюда возникает оптический эффект в результате отражения частично поглощенного луча света от белого грунта. Притенения же постепенно уплотняются. То есть те части лика — у волос, в глазницах, к уху, на шее. Здесь легче достигался конечный результат, т.к. прокладку можно было и перекрывать последующими слоями. А отсюда – большая доля скорописи, что и составляет разновидность «бессанкирной живописи», особенно на Руси. Данное предпочтение обусловлено понятной для русских мастеров логикой построения.
 
Санкирный способ
 
  Санкирный способ построения объема был широко распространен уже в XII веке. Среди памятников того времени необычайным, подлинно волшебным мастерством исполнения отличается икона «Владимирской Богоматери» XII века в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
  «Санкирный» прием требует от художника большого напряжения творческих сил, поиска цветовых соотношений в сложном процессе моделирования. Скоропись в смысле упрощения приема здесь почти невозможна. Зато цветовых и фактурных вариаций в сочетании прокладки и верхнего слоя плавки (и др. слоев) было несколько. Отсюда выделяются модификации «санкирного» приема:
 

Контрастная – чаще использовался мазок,

Неконтрастная – плавь.

 
 
 У древнерусских мастеров и византийских художников XI-XII вв. тональные отношения при этом не отличались большим разнообразием: они использовали либо одинаково яркие и светлые краски, либо одинаково приглушенные.
 
Комбинированный способ
 
Комбинированный способ совмещал в себе оба предыдущих.
Поверх предварительной прокладки, нанесенной на всю поверхность тонким, просвечивающим слоем, лепка объема осуществлялась и тенями и высветлениями, играющими одинаковую роль в создании рельефа изображения. При постепенном, тонкослойном моделировании формы на переходе от теней к высветлениям сохраняются прозрачные, едва прикрытые участки живописи, которые с белильными разделками, определяет своеобразные оптические характеристики этой системы.
 
Падающий на изображение луч света, пройдя на этих участках через тонкие красочные слои, отражается от белого грунта, подсвечивая живопись мягким внутренним светом, но не замыкается, не удерживается формой, как в первом из описанных способов, а сливается с другим, более сильным светом, отраженным белильным высветлениями. Объединяясь, они создают ощущение исходящего из глубины внутреннего света, самосвечение живописной поверхности. Пример: «Святые воины Георгий, Феодор и Димитрий» (XII в.), ГЭ.
 
 «Святые воины Георгий, Феодор и Димитрий» (XII в.), ГЭ.
 
  «Бессанкирная» живопись – более легкая, более гибкая, легко превращалась в неконтрастную «санкирную».
  Наиболее популярная в искусстве XII – XIII веков, отвечая аскетическим идеалам поздне-комниновского искусства («Григорий Чудотворец» (ГЭ), «Спас Нерукотворный» (ГТГ)).    
 


 «Спас Нерукотворный» (ГТГ)

«Григорий Чудотворец» (ГЭ)

  
  Скорописная модификация проникает в иконопись (при этом образ мог быть написан любым из приемов), например, «Богоматерь – Великая Панагия» (XII в. ГТГ): «санкирный» (лик Панагии), «бессанкирный» (лик Спаса).
 
 
  «Богоматерь – Великая Панагия»
 
  Наряду с конкретными реставрационными исследованиями памятников С.И. Голубева, О.В. Лелековой, А.Н. Овчинникова, используются методологические теоретические работы других замечательных реставраторов, а именно Ю.Г. Боброва, В.В. Филатова, А.И Яковлевой.
  В последнее десятилетие появилось достаточно новых публикаций российских исследователей - В.В. Баранов, А.А. Горматюк, И.В. Кочетков, О.В. Лелекова, Т.В. Максимова.
Консервация и реставрация, изучение техники живописи старых мастеров, экспертиза и атрибуция памятников искусства — все это приобретает сегодня новое качество 
 

 

comments powered by Disqus
 
« Пред.   След. »