Главная
О проблемах подростков


   О проблемах подростков

 

                                                                                                                                            

 
 
 
В № 6 журнала “Живая вода” обсуждалась проблема подросткового возраста.

Но проблема даже не была поставлена, как будто пишущие никогда не были подростками, либо все их подростковые переживая полностью вытеснились из их памяти. Проблема подросткового возраста является общей для всех возрастов: в чем смысл и цель жизни человека? Именно об этом и спрашивает одиннадцатиклассник Дима Л.: “А чем люди отличаются от насекомых или животных?” Удивительно то, что на приходе, куда он ходил, никто ему не объяснил, чем человек отличается от животного, и в чем цель и смысл жизни христианина. Второй жизненно важный вопрос о продлении рода и любви Диме тоже не объяснили: “Мы такие же твари, как тараканы и мыши. Почему (продление рода – /прим. авт./) у них не называется любовью, а у нас называется?”. Вот какие проблемы волнуют подростков, и на которые родители не хотят отвечать из ложного стыда, прикрывая эту обнаженную проблему фиговым листком пуританского молчания.

Не удивительно, что в возрасте 11-14 лет подростки отходят от церкви. Именно в этом возрасте происходит половое созревание, и подросток начинает ощущать половое возбуждение, влечение и влюбленность. Он не знает, что ему с собой делать, так как спросить родителей или священников стесняется. Телевидение и интернет открыто проповедуют разврат, а школа навязывает эволюционную доктрину, что человек произошел от обезьяны (сравни: у Димы “тараканы и мыши”) и возникшее половое влечение является “естественной потребностью”, которую надо удовлетворить, любыми доступными путями, что мы и видим на деле, когда наши подростки с самого раннего возраста вступают в половую связь или занимаются рукоблудием, так как их никто не научил бороться с блудной страстью. Совесть обличает их, но они стыдятся исповедовать свои грехи, не находя сил бороться с ними, думая, что их не поймут, выдадут тайну исповеди, опозорят и высмеют. Они внутренне отрекаются от Христа и церкви, обвиняя родителей и священнослужителей в лицемерии: что мол и они в подростковом возрасте предавались тем же грехам, но если узнают, о том, что их любимый “ребенок” живет половой жизнью или занимается рукоблудием, придут в ужас, устроят скандал, а то и проклянут.
Когда я учился в семинарии, произошел казус. Один из семинаристов, когда ему было поручено произнести проповедь в семинарском храме на вечерней молитве, сказал приблизительно следующее, что в древней церкви исповедь не была тайной, и кающийся посреди храма перед всеми говорил свои грехи, поэтому он решил покаяться перед всеми, что в детстве занимался онанизмом... Надо отдать должное его смелости, и его не исключили, сделав, однако, внушение, что раз установлена тайная исповедь, то и надо исповедовать грехи тайно, чтобы избежать соблазна...

Конечно, есть и целомудренные подростки, которые, будучи воспитаны по христиански, знают, что они отличаются от обезьяны, тем, что созданы по образу Божию, знают, что со страстями надо бороться, и научаются этой борьбе. Такие подростки не уходят из церкви и понимают, что без церкви они станут легкой добычей страстей.

Проблема поставлена, теперь встает вопрос: как ее решать? Прежде всего Православным воспитанием, а не простым формальным преподаванием Закона Божия и вождением детей на службу. Мне приходилось преподавать Закон Божий подросткам от 7 до 15 лет, и по началу они совершенно ничего не слушали, а разговаривали между собой, что-то рисовали. Тогда я стал усиленно готовиться к каждому занятию, находя и запоминая самые интересные жития святых, примеры из классической литературы, а то и просто из жизни, задавал им вопросы, устраивал диспуты. Уши у них открылись, и наши занятия затягивались на час-полтора. Когда в конце года, я объявил тринадцатилетним подросткам, что воскресная школа для них закончилась, они просили продолжить занятия на будущий год. Мы с ними беседовали, как со взрослыми людьми о взаимоотношении мужчины и женщины, о психоанализе и его недостатках, о проблемах вступления в брак и семейной жизни и они видели во мне старшего друга с которым можно посоветоваться по любым вопросам, и который их поймет и не осудит.

Очень жаль, что тогда у меня не было диктофона, но и сейчас я многое помню и мог бы поделиться опытом. Конечно нужна большая осторожность и деликатность, когда касаешься интимных вопросов, но в наше время , даже если и попадаются дети, которые до 10-12 лет ничего не знают о интимных отношениях, то пусть лучше они узнают у священника, чем, где-то на порносайте.
Некоторые скажут, что я слишком много внимания уделяю половому воспитанию, а разве не самая главная проблема в жизни людей – это настоящая любовь, создание семьи и воспитание детей? В наше время две трети семей распадаются. Именно по причине неправильного отношения молодежи друг к другу и к будущей семейной жизни, основанное на нелепых понятиях о любви и семейной жизни, навязанных современным псевдоискусством. А в неполных семьях воспитывать детей еще труднее.
Например, навязывается такое представление, что между любящими друг-друга юношей и девушкой будущими мужем и женой не может быть дружбы. Такое бредовое представление возникло в психике душевно нездоровых людей, которые считают, что женщина по своему развитию не способна понять мужские “проблемы”, а женщины, наоборот считают, что мужики грубые и не могут понять тонкостей женской души, а все вместе и мужчина и женщина относятся к своим интимным отношениям, как к чему-то неприличному и унизительному, как поется в одной из песенок: “коротаем мы ночи длинные нелюбимые с нелюбимыми”, а любовь у них “окаянная”.
В Православной семье отношения мужа и жены освящены в Таинстве Венчания и “ложе их нескверно” и “любовь непорочна”. Супруги не только могут, но и должны быть дружными, понимать друг-друга и “тяготы носить”.

Нелепая причина разводов: “не сошлись характерами”. Не бывает людей с одинаковыми характерами, а у мужчин и женщин характеры принципиально разные и эта разница их и объединяет.
И множество есть еще нелепых предрассудков, о которых надо рассказывать нашим подросткам, иначе они неминуемо впадут в те ошибки, из-за которых разрушатся их семьи.

На самом деле многие подростки к жизни относятся очень серьезно и ответственно, но, не имея достаточных знаний и жизненного опыта, они становятся растерянными и неуверенными в себе, хотя стараются это скрывать даже от родителей, которые их не понимают.

Православным родителям, священнослужителям и преподавателям приходских школ надо научиться любить подростков такими, какие они есть, а не пытаться их довоспитывать, делать их такими, какими нам хочется их видеть. Воспитанием надо заниматься с раннего детства и помнить, что в 7 лет наше чадо уже зовется отроком и исповедуется, а с 14 лет – рабом Божиим. У нас же принято до 18 лет и даже старше называть своих детей “мой ребенок”, тем самым прививая им инфантилизм, унижая их человеческое достоинство. При этом ссылаются на нелепое положение, что для матери сын или дочь остается всегда ребенком. Именно в этом причина всех зол и бед в воспитании. Для того, чтобы воспитать полноценных членов общества и христиан необходимо относиться к нашим детям с самого раннего детства серьезно и ответственно, как к носителям Образа Божия, который в них еще не замутнен греховными страстями. Господь призывает нас: “Будьте как дети по своей простоте, искренности и незлобии.
 
 протоиерей Александр Григорьев,
настоятель храма во имя св. Николая Чудотворца на ул. Академика Лебедева 
 
источникhttp://st-nicolas.ru
 
 
 
« Пред.   След. »