
В Православном Институте Религиоведения и Церковных Искусств при Подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге с 4 по 7 октября 2010 года проходил III международный иконописный симпозиум и мастер-класс по стенописи. Симпозиум организован независимым обществом “Икона” в рамках международного проекта обмена опытом. Основатель этого общества – профессор Афинского Университета г-н Георгиос Кордис. Известного греческого иконописца волнуют проблемы развития современного церковного искусства. Он обеспокоен ситуацией, сложившейся в большинстве стран, когда в основе обучения и творчества в иконописи лежит копирование.
Профессор Кордис считает эту ситуацию отнюдь не традиционной и не свойственной православному искусству. Организованные им на симпозиуме мастер-классы по монументальной росписи, в которых кроме самого профессора, принимали участие Михай Кошен, Василь Тудор (Румыния), Ваня Сапунджаева, Десислава Иванова (Болгария), Тодор Митрович (Сербия), Славица Михайлова (Македония), Филипп Давыдов, Ольга Шаламова, Евгения Давыденко, Ярослава Алексеева (Санкт-Петербург), Анна Ильина (Москва), преследовали задачу не только раскрыть технологию, но и написать композицию без копирования и подглядывания образцов, что характерно для сегодняшней ситуации в России. “Мы должны учиться писать не только диктанты, но и сочинения”, -прокомментировал это явление Ф.Давыдов, объяснив его прерванной традицией.
Мастер-класс - Георгиос Кордис
|
Мастер-класс - Михай Кошен
|
Мастер-класс - Василь Тудор
|
Мастер-класс - Е. Давыденко, Я.Алексеева
|
Мастер-класс - Ф.Давыдов, О.Шаламова
|
Мастер-класс - Анна Ильина
|
Мастер-класс - Славица Михайлова
|
Мастер-класс - Тодор Митрович
|
Мастер-класс - Д.Иванова, В.Сапунджаева
|
Очень интересная дискуссия развернулась на круглом столе, который проходил в большом зале Народного Института на Литейном, после окончания мастер-классов. Професссор Кордис поднял вопрос о традиции. Искусствовед И. Языкова говорила о внутреннем ее понимании, осмыслении. Задача иконописца прежде всего донести изобразительным языком истину. Вопрос формы важен, вторичен. Ее поддержали Василь Тудор и Десислава Иванова. Профессор Кордис и Тодор Митрович тем не менее остро спорили о форме. Тодор Митрович заявлял о необходимости использования иконописцем достижений современного светского искусства. Профессор приводил мощный контраргумент, что скорее церковное искусство должно влиять на современность. Полемика, как обычно, осталась незавершенной. Тем не менее звучали вдохновляющие иконописца слова о свободе, как понятии духовном, о нравственности и ответственности.
В России это первый опыт проведения подобных мероприятий. Предыдущие симпозиумы проходили в Греции и Румынии. Подведя итог, ректор Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств о. Аркадий (Северюхин) отметил важность и необходимость их организации в дальнейшем.
|